Кроме моего неожиданного возвращения на страницы любимого блога, прошедшая неделя ознаменовалась и менее радостными событиями. 10 октября 2011 года прекратила своё существование первая по-настоящему бюджетная российская авиакомпания Авианова.
Об основных принципах работы мировых авиадискаунтеров я уже рассказывала на страницах своего блога немногим ранее. Поэтому теперь сразу перейду к разбору полётов (в прямом смысле слова) уникального отечественного лоу-костера, так и не сумевшего окончательно покорить небесные просторы нашей родины. Итак, в чём же заключаются причины неудачи Авиановы?
- Отсутствие бюджетных аэропортов
В Европе авиадискаунтеры летают, в основном, из альтернативных аэропортов: Вееце в Дюссельдорфе, Бергамо в Милане, Шарлеруа в Брюсселе. В России зачастую дела обстоят очень «не очень» даже с основными аэродромами, а о второстепенных и говорить не приходится – их попросту не существует. Так, из-за отсутствия конкуренции, например, петербургский Пулково смог выставить Авианове дикий ценник на обслуживание её самолётов, тем самым практически уничтожив самый популярный в России маршрут между Петербургом и Москвой. Кроме того, крупные аэропорты не всегда имеют возможность быстро принять и затем отправить борт в следующий рейс. Пока самолёт находится на земле, он не работает на авиакомпанию, а значит, не приносит прибыль.
- Старый и небольшой авиапарк
Одним из главных правил создания бюджетной авиакомпании является использование новых самолётов, на обслуживание и ремонт которых будет уходить минимум средств и времени. Парк воздушных судов Авиановы состоял из довольно старых машин, кроме того, их было всего лишь шесть, а начиналось всё вообще с двух самолётов. Поэтому при выходе из строя хотя бы одного, приходилось перекраивать расписание практически по всем маршрутам, что неминуемо приводило к задержкам и отменам рейсов, а значит, низкому обороту судов. Причём после этого авиакомпания раскошеливалась ещё и на починку самолёта.
- Низкие дополнительные доходы
Другой ошибкой компании стало отсутствие значительной доли доходов от дополнительных сборов и продажи сопутствующих товаров. Чтобы авиадискаунтер действительно приносил прибыль, его условия должны быть жёсткими и непоколебимыми: ограничение ручной клади, отсутствие бесплатной справочной службы, обязательная он-лайн регистрация на рейс, высокие штрафы за распечатку посадочного талона в аэропорту и так далее. У Авиановы всё было слишком мягко: самым поразительным для меня стало то, что даже габаритные «дамские сумочки» почему-то не считались отдельным местом ручной клади! Помимо этого, авиакомпания слишком мало зарабатывала и на продаже побочных товаров: бронировании отелей, аренде автомобилей, продаже чемоданов корзинок, картонок и многого другого.
- Менталитет и специфика географии страны
Свои коррективы в работу лоу-костера в России внесла сама страна и её население. Прежде всего, стоит вспомнить о том, что низкие тарифы на перелёты в значительной степени обеспечиваются прямыми продажами билетов через Интернет. Теперь давайте прикинем, какой процент российского населения вообще пользуется Всемирной Паутиной? А какая его часть имеет банковские карты и не боится с их помощью осуществлять покупки через Интернет? Для некоторых приобрести билет было попросту невозможно или же приходилось переплачивать за услуги call-центра. Кроме этого, в России существует и другая проблема для авиадискаунтеров – слишком большие расстояния, которые не позволяют осуществлять быстрый оборот самолётов. И снова вспоминается важнейший принцип лоу-костеров «время – деньги».
- Государственная политика
«Убрать» Авианову помогло и наше государство, которому компания сильно насолила, уведя пассажиров у Аэрофлота и РЖД. Сначала необоснованно повысились таможенные пошлины на ввоз в страну самолётов иностранного производства с числом посадочных мест более 160. Авианова использовала именно такие машины, поэтому вынуждена была сократить количество кресел со 180 до 159. Затем авиавласти начали упрекать перевозчика за постоянные отмены и задержки рейсов. Спорить сложно, этим Авианова грешила с завидной регулярностью. Однако, даже ругая бюджетник на чём свет стоит, пассажиры не переставали восхищаться великолепными ценами на билеты и новым возможностям для путешествий. Росавиация же видела только то, что хотела увидеть и при этом не собиралась поддерживать авиакомпанию, позволившую россиянам летать намного больше и бюджетнее. И, наконец, давайте вспомним уже существовавшее законодательство, которое запрещает перевозчикам продавать невозвратные билеты. А ведь каждый сданный билет – это пустующее место в самолёте и опять потеря прибыли.
- Конфликты и кризис
Среди других причин краха Авиановы часто называют конфликт между акционерами компании, а также неудачно выбранное время выхода на рынок в период экономического кризиса. Но об этом я судить не возьмусь, да и достаточно уже набралось проблем для одной маленькой авиакомпании. Поэтому предлагаю закончить разговор о плохом и вспомнить то хорошее, что было пережито с Авиановой…
Фото с aviatraveler.ru
На самом деле мой опыт полётов первым российским лоу-костером совсем невелик: в мае прошлого года я совершила всего лишь одно путешествие на самолётах Авиановы, летала из Петербурга в Москву и обратно. Так получилось, что именно эта поездка оставила в памяти очень тёплые воспоминания, осуществила мою давнюю мечту и кардинально изменила отношение к полётам.
Прежде всего, Авианова доказала мне и всей России, что действительно можно летать «за копейки». Рассказы о бюджетных путешествиях по Европе наконец-то перешагнули российскую границу и стали явью! Мои друзья до сих пор не могут поверить, когда я говорю, что летала в Москву и обратно за 1227 рублей с учётом всех сборов. При этом я ещё умудрилась потратить лишние 100 рублей на страховку, без которой билеты обошлись бы ещё дешевле! Для сравнения скажу, что самый низкий тариф на полёты из Петербурга в Москву и обратно, который мне удалось найти не у Авиановы, составляет 3200 рублей. Комментарии излишни…
Моё бронирование билетов Авиановы по маршруту Петербург-Москва-Петербург
Кроме всеобщей радости от низких тарифов, с Авиановой у меня произошла своя собственная радость – осуществление давней заветной мечты слетать в Москву на самолёте. Всю жизнь я моталась в столицу на наших ужасных российских поездах: в купе, плацкарте, даже в сидячих вагонах (и отнюдь не на «Сапсане»). Поэтому мне всегда очень хотелось домчаться в Москву быстро и с комфортом. Приехать в «Пулково» сразу после работы, сесть в удобное кожаное кресло самолёта и через час с небольшим уже спускаться по трапу в «Шереметьево». Это была моя мечта и Авианова помогла её осуществить!
Однако помимо положительных эмоций путешествие с Авиановой заставило и понервничать, хотя теперь я понимаю, что этот опыт пошёл мне лишь на пользу. Когда я летела обратно в Петербург, а дело было ночью, на какое-то время наш самолёт попал в зону турбулентности. За окном непроглядная тьма, рядом никого из близких, самолёт трясёт со страшной силой… Я на полном серьёзе мысленно начала прощаться с жизнью и со всеми родными. Но через какое-то время мы вдруг вылетели из облака (или тучи?) и в иллюминаторе я увидела линию горизонта! И в тот же миг поняла, что ничего страшного не происходит: самолёт лишь подбрасывает и опускает в воздухе, но он никуда не падает, сохраняя примерно одинаковую высоту. С тех пор я больше не боюсь таких ситуаций, потому что увидела и поняла, что на самом деле происходит в зоне турбулентности. Надеюсь, этот мой опыт хоть немного поможет и тем читателям блога, которые бояться летать на самолётах.
Моё единственное фото самолёта Авиановы… Теперь это уже история((
На этом я, пожалуй, закончу свой ностальгическо-аналитический рассказ об Авианове. И хотя авиакомпания уже прекратила свою полётную деятельность, я знаю, что каждый из нас всё равно надеется на её триумфальное возвращение. Поэтому давайте будем верить и ждать! И если не Авианова, то пусть хоть кто-то другой осмелится вновь выйти на российский рынок в качестве бюджетного авиаперевозчика!
Вечная память тебе Авианова
Ты нас всегда узнавала нас по цветам и не обижалась на нас за поведение:)
Ты часто была не пунктуальной и многие не успевали на игру (
ТЫ так и не долетела до Владивостока и Томска, но наверное для нас это было слишком бы легко и неинтересно.
Тебя встраивали в такие комбинации по двойным и тройным выездам! И молодежь и ветераны! Многие забывали про езду на собаках:)
А сколько спасателных жилетов у тебя потырили на память!
Может быть это время еще придет:))) Аминь
=)
Отличный сайт=) Сегодня бронировала полет ryanairом и искала инфо по бесплатному багажу и вышла на вас! Куча полезной инфы! Спасибо!
По поводу российского авиадискаунтера — для Калининграда (где я живу), это был skyexpress. Можно было за 800-3200 рублей улететь с багажом в МСК и обратно… Нынешние цены просто дикие. Поэтому самолетом в «большую Россию» только в крайнем случае, по особой необходимости.
А так да, Европа под рукой-чаще летаем туда и оттуда.
И судя по википедии, первым все же был skyexpress;) Авианова появилась на 3 года позже.
Здравствуйте, Марина!
Благодарю Вас за похвалы в адрес моего блога)
Что касается первого российского дискаунтера, то о СкайЭкспрессе можно было бы поспорить, потому как его ценники по моим наблюдениям были далеки от лоукоста, как у недавно приостановленного Добролёта. Первые пара билетов дешёвые, всё остальное дорого. Причём после пиара с хорошими ценами СкайЭкспресс постепенно стал убирать из продаже даже те пару дешевых билетов и в итоге почти сравнялся с обычными перевозчиками (если из их цен вычесть багаж и питание). Так что в нашей стране кто бы бюджетник не создал, он либо не будет бюджетником, либо его задушат.. С Добролётом пока сложно судить, как будет, но для меня, как для жителя Петербурга, его и вовсе не существует.. к нам даже государственный Добролет не смогли пропустить(
в Память о моем полете за 29 руб. (Тариф ранние пташки)
летал 2 апреля 2011 года в Калининград из Спб и обратно за 998 руб на двоих!
было супер !
Здравствуйте, Евгений!
Да… это было чудесное время недорогих перелётов из Петербурга по разным интересным направлениям, не то что сейчас с «Победой»…