Полёты в Европу из Лаппеенранты: быть или не быть? (обновлено февраль’20)

Для тех, кто путешествует по Европе бюджетными авиакомпаниями с вылетом из ближайших к России стран, Лаппеенранта является одним из стратегических пунктов, пусть и совсем небольшим. На сегодняшний день оттуда летает лоукостер RyaiAir, который выполняет рейсы по четырём интересным направлениям. В Милан (Бергамо), который является крупной базой RyainAir, и оттуда можно отправиться дальше по Европе, хотя и Италия интересна уже сама по себе. А ещё в Будапешт Берлин и Вену, где просто классно провести хоть выходные, хоть целую неделю с поездками по окрестностям. Однако так ли удобны перелёты из Лаппеенранты?

Пример цен на перелёт RyanAir из Лаппеенранты в Милан (Бергамо) и обратно в сентябре’18

Когда-то я уже рассказывала об аналогичных путешествиях с вылетом из Таллина, поэтому сейчас буду опираться именно на тот положительный опыт и сравнивать Лаппеенранту, которую я недавно протестировала, с эстонской столицей в качестве перевалочного пункта между Россией и Европой. Попутно заглянем ещё и в Хельсинки, поскольку вылеты оттуда тоже пользуются популярностью у петербуржцев.

О чём я расскажу в этом посте…

Дорога: чем Лаппеенранта хуже Таллина и Хельсинки?

В Таллин я всегда езжу на комфортных автобусах Lux Express и Ecolines, на худой конец на этом маршруте работают также Baltic Shuttle и Temptrans. Все вместе они совершают около 18 рейсов в день с отправлением в разное время суток, так что можно выбрать удобный вариант, который лучше всего стыкуется по времени с самолётом. Правда, в аэропорт эти перевозчики не заруливают, но добраться до него несложно: городской автобус почти в любое время суток довезёт вас туда за 15 минут и 1.10 евро. Хельсинки повезло чуть меньше: туда ездят Lux Express, Совавто и Ecolines, но в сумме получается только 8 рейсов в день. Зато первые два перевозчика заезжают в аэропорт, что для финской столицы очень важно, ибо транспорт там дорогой, а от города до аэровокзала далеко.

Лаппеенранта же осталась самой «неокученной» автобусами. На маршруте работает вроде бы много перевозчиков — неплохие Совавто и Ecolines и менее комфортные Северная Пальмира и Третий парк. Однако почти все рейсы прибывают в Лаппеенранту ни к селу, ни к городу, аккурат между вылетами RyanAir: утренними в Берлин и вечерними в Будапешт и Вену. В Милан расписание зависит от дня недели: в субботу отправление вечером, а в среду днём — и только на него удобно приехать единственным утренним автобусом Третьего парка. И то я бы не стала рисковать и ехать на самолёт из другой страны впритык (прибытие автобуса в расписании в 9:50, а вылет уже в 12:15), ибо бывают и задержки на границе, и внештатные ситуации, а в данном случае критичным может стать опоздание даже всего на час.

В остальном же получается, что на ранние рейсы автобусами не успеть, а до поздних придётся скучать в Лаппеенранте ещё полдня. Единственная радость — Ecolines и Третий парк  предлагают завезти пассажиров в аэропорт, но несколько часов там совершенно не на что потратить (нет даже нормального зала ожидания).

Чем плохи маршрутки в качестве транспорта в аэропорт?

Сама я ездила в аэропорт Лаппеенранты на маршрутках дважды. В первый раз мы долго ждали одну (!) опаздывающую даму прямо перед границей: женщина якобы пыталась догнать нас на перекладных, но так и не приехала. Второй раз пришлось понервничать, когда забирали пассажиров с их дачи: сперва долго блуждали в темноте по просёлочным дорогам, а потом наблюдали, как попутчики-опаздуны неспешно загружаются в автобус. Про изменение маршрута и незапланированные «экскурсии» по Финляндии на обратном пути уже не пишу: видимо, считается, что после самолёта туристы никуда не спешат, и можно катать их сколько угодно (в том числе и до соседнего города Иматра!). Но то было давно, ещё до ухода RyanAir из Финляндии. Может, теперь всё поменялось?

Сейчас отзывы о трансферах в Лаппеенранту я или вообще не нашла (так как RyanAir летает туда относительно недавно), или обнаружила как хорошие, так и плохие (причём очень!). Ещё меня смутило время выезда: когда в аэропорту нужно быть в 19:00, отправление ставят на 12:00-13:00, то есть на всё про всё заложено 6-7 часов. Пассажиров собирают по адресам, а это примерно час-полтора, причём почти всегда кто-то опаздывает. Около 3 часов занимает дорога (со всеми техническими остановками и ожиданием потеряшек), минимум час уходит на прохождение двух паспортно-таможенных контролей и это в случае отсутствия очередей. Получается, на возможные форс-мажоры времени остаётся совсем немного.

О проблемах на границе: чем эстонская лучше финской?

Я, конечно, путешественник-зануда, предпочитающий всегда перестраховаться, но в данном случае слишком много страшных историй о том, как люди опаздывали на самолёты из-за проблем на границе у кого-то из пассажиров или даже у самого водителя. Кстати, на пути в Финляндию это случается чаще, а виной всему граждане «третьего мира», желающие проникнуть в богатую благоустроенную страну. Таких экземпляров обычно тщательно трясут на въезде, что может занять 1-2 часа, а обычных туристов, вызвавших малейшее подозрение, проверяют около 10 минут (каждого!). Суоми плоха ещё и тем, что если автобус застрянет на контролях, единственный выход – проситься попутчиком в чужие машины или другие маршрутки, так как пешеходного перехода границы ни на одном из пропускных пунктов близ Петербурга нет. С Эстонией в этом плане проще: если у автобуса возникли проблемы, всегда можно забрать свои вещи, пройти паспортный контроль в виде пешехода, и тут же оказываешься в Нарве, откуда в Таллин идёт много автобусов.

Как доехать до Лаппеенранты к рейсу RyanAir без маршруток?

В общем, то ли риск опоздать на самолёт и потерять кучу денег на покупке нового билета в разгар сезона, то ли просто нежелание лишний раз нервничать (в моём возрасте уже надо себя беречь))), подвигло меня смастерить для Лаппеенранты примерно такой же маршрут, по которому я летаю в Европу через Таллин. План был таков: приехать в город за несколько часов до вылета, засесть в каком-нибудь кафе, при желании оставить чемодан в камере хранения и немного погулять, а потом спокойно уехать в аэропорт.

Сразу скажу, что это работает только для вечерних рейсов RyanAir в Милан и Будапешт, потому как все рейсовые автобусы прибывают в Лаппеенранту днём. Кроме того, этот маршрут намного выгоднее проделывать в будний день, когда всё стоит дешевле. Я воспользовалась услугами перевозчика «Совавто» и первая часть поездки у меня получилась такой:

7:00 – отправление с автовокзала на Обводном канале
7:15 – остановка у метро Фрунзенская
8:00 – остановка у гостиницы «Россия», что у метро Парк Победы
10:30 – можно также подсесть в автобус на автовокзале в Выборге
13:00 – остановка в центре города напротив ТЦ Armada (на углу улиц Koulukatu и Kauppakatu)
13:15 – прибытие на ж/д вокзал на улице Ratakatu (почти на углу с Kauppakatu). Будьте внимательны: эта остановка значится как конечная, но иногда автобус едет дальше ещё в пару отелей.

Про автобусы Совавто

После множества путешествий с Lux Express от всех перевозчиков начинаешь ждать аналогичного сервиса, поэтому Совавто меня сильно разочаровал. В целом поездка получилась нормальная, но огромное количество недочётов сильно подпортило уровень обслуживания и доставило массу неудобств.

Автобусы у Совавто так себе: кресла удобные и даже раздвигаются в проход, но спинки откидываются с трудом, а подлокотники между двумя сидениями отсутствуют. При покупке билета невозможно выбрать конкретное место, поэтому рассадка проходит по принципу «кто первый встал, того и тапки», что иногда создаёт проблемы тем, кто садится не на конечной остановке. Кроме того, автобусы не очень чистые, вероятно, потому что пассажирам не раздают пакеты для мусора, да и уборка проводится не слишком тщательно.

Из удобств в автобусе только туалет, хотя, признаюсь, его я не инспектировала. Обещанные чай/кофе представляют собой комплект из пакетиков и доисторического бойлера с кипятком, которого хватает только на половину пути, впрочем в моей поездке это было уже неважно, ибо одноразовые стаканчики закончились ещё раньше)) Так что заправляйтесь горячими напитками не дожидаясь, пока они закончатся!

Ещё один сюрприз – розетки для зарядки гаджетов. Они находятся не у каждого сидения, а только над головой водителя и у туалета. К тому же розетки не обычные, а USB, так что зарядить получится только те устройства, для которых у вас есть соответствующий провод. Единственное, что порадовало – розетки работают даже при выключенном двигателе, так что на остановках можно зарядить гаджеты без угрозы для их и своей жизней.

Развлечения и WiFi у Совавто минимальные. Индивидуальных мониторов в автобусах нет, есть только два экрана под потолком, но и они ничего не показывают. Интернет периодически падает, а при выключенном двигателе и вовсе отсутствует.

Что Совавто обещает предоставить в своих автобусах

Много вопросов вызывает также безопасность Совавто. На рейсе только один водитель, который делает всё и одновременно: продаёт билеты, разбирается с бойлером, отвечает на вопросы пассажиров. Последнее во время движения вообще недопустимо! Расположение розеток тоже добавляет экстрима: ведь не оставишь же свой смартфон в другом конце прыгающего на кочках автобуса, приходится заряжать гаджеты, стоя рядом (то есть в проходе), что противоречит правилам безопасности. А завершает картину периодическое отсутствие крышек для стаканчиков с кипятком: лично мне пришлось бежать за этим в соседний автобус, который остановился рядом с нашим.

Из менее значимых неприятностей отмечу хамоватых водителей, которые даже не помогают грузить багаж, и потерю времени на плановых и внеплановых остановках, когда все уже сидят в автобусе и ждут непонятно чего.

Система изменения брони у Совавто странная. Помимо невозможности выбора места в автобусе, очень неудобно, что сдать купленный в интернете билет можно только в офисе компании, но зато разрешается бесплатно поменять дату поездки (если нет разницы в цене). Хотя в целом клиентская поддержка работает хорошо, особенно в группе Вконтакте.

По багажу правила такие: в стоимость билета включены два места багажа, также можно провезти велосипеды и лыжное снаряжение. Правда, к сожалению для аллергиков, к перевозке допускаются домашние животные, так что будьте внимательны при рассадке в автобусе.

Кстати о рассадке! Я советую выбирать места перед туалетом, где есть розетки, но там может быть риск, что кто-то обольёт вас кипятком, если в автобусе снова не будет крышек для стаканчиков. А безопаснее всего ехать на первом ряду сразу за шофёрским креслом, только там почему-то всегда лежат вещи водителя.

Какова же цена вопроса? В Лаппеенранту выгодно ехать в любой день, кроме субботы: тогда билет обойдётся в 550 рублей в одну сторону, иначе придётся заплатить аж 1250 рублей, так как первый день уикенда – самый популярный для поездок в Финляндию.

Чем заняться в Лаппеенранте во время пересадки?

Если вы путешествуете с тяжёлым багажом, с автобуса лучше сойти на остановке около ж/д вокзала, где есть автоматическая камера хранения – 2 евро в день (одной монеткой!) за ячейку для чемодана размера ручной клади. Правда, на деле всё оказалось совсем не так: всего 12 шкафчиков, два из них были сломаны, остальные заняты. И говорят, там всегда так! Поэтому вокзальное кафе наладило успешный бизнес, забирая чемоданы на хранение за те же 2 евро, только уже без гарантии сохранности и всего лишь до 18:00 (по крайней мере, по средам так). Туалеты на вокзале тоже платные, о наличии Wi-Fi я промолчу, но спасибо, что нашлась хотя бы пара розеток.

Далее я обычно оседаю в каком-нибудь заведении, где можно недорого перекусить, сходить в туалет и желательно ещё воспользоваться бесплатным Wi-Fi. В дорогой Финляндии спасает вездесущий Макдональдс. Мой стандартный таллиннский набор «гамбургер + маленькая картошка» обошёлся там в 2.10 евро, а стакан кипятка (так я по-нищебродски завариваю заранее припасённый чайный пакетик) обошёлся в 50 центов. Интернет в Макдональдсе практически не работал, розеток я насчитала всего две на весь зал, но зато вход в туалет оказался свободным (без кода из чека, как в Таллине), а на улице есть приятная летняя терраса, где в хорошую погоду можно посидеть просто так, ничего не заказывая. Макдональдс в Лаппеенранте удобно расположен в 300 метрах от автовокзала, на углу улиц Ratakatu и Kauppakatu, так что туда вполне реально догулять даже с чемоданом, сэкономив на камере хранения.

Альтернативный вариант обеда в Лаппеенранте для тех, кто любит большие порции и не боится тяжёлой пищи – финский фаст-фуд Rax buffet, где можно безлимитно есть и пить (всё, кроме десертов) за относительно небольшие деньги. В ассортименте: пиццы, лазанья, жаренный картофель, фрикадельки-сосиски, свежие овощи, суп дня, горячие и холодные безалкогольные напитки. Всё это стоит 11 евро в будние дни до 15:00, 12 евро – после 15:00 и 13 евро по пятницам после 15:00 и в выходные. Rax buffet находится прямо в центре Лаппеенранты по адресу Oksasenkatu 2 (почти на углу с улицей Snellmaninkatu), то есть в 400 метрах от остановки автобуса Совавто напротив ТЦ Armada.

На сайте Rax buffet даже есть меню на русском!

В хорошую погоду можно ещё прогуляться по Лаппеенранте. Только не спрашивайте, что там смотреть, ибо за свои 10 поездок я так и не нашла ни одной стоящей достопримечательности, кроме разве что финского сыра и других продуктов в магазинах Lidl и Prisma. Если нужно, последние находятся рядом друг с другом на улице Puhakankatu, что примерно в 1.5 км от обеих остановок Совавто.

Как доехать из Лаппеенранты в аэропорт?

Тут снова два варианта – неудобный и дешёвый и удобный, но подороже.

Городской автобус №4 проходит через весь город и делает интересующие нас остановки:
— недалеко от ж/д вокзала (350 метров) – на Kauppakatu 72
— в центре города – остановки на Suonionkatu 9, Valtakatu 24 и Koulukatu 29 (первые две ближе к Rax buffet, последняя – прямо у ТЦ Armada)
— рядом с магазинами Prisma и Lidl – на Puhakankatu 3-7

Билет продаётся прямо у водителя, стандартный ценник – 3.20 евро, однако в будние дни до 17:30 (вне часов пик) – 2.50 евро. Казалось бы, пассажиров вечернего рейса RyanAir второй ценник не касается, однако проблема этого автобуса как раз в том, что последний раз он отправляется в аэропорт именно в районе 5 часов вечера! Кстати, посмотреть весь маршрут и рассчитать его на конкретную дату можно по ссылке (в качестве аэропорта задавайте страшное слово Lentokentäntie), а актуальную информацию по билетам ищите вот здесь.

Альтернативный вариант – автобус-шаттл Savonlinja, который идёт в аэропорт дважды в день непосредственно к рейсам RyanAir и делает две интересующие нас остановки:
— у ж/д вокзала – остановка Travel Center
— и в центре города (в 200 метрах от ТЦ Armada) – у отеля Scandic Lappeenranta City на улице Valtakatu 31

Я была в этом автобусе одна и наслаждалась отличным бесплатным Wi-Fi. Жаль только, что пришлось зря проехать по всему городу (30 минут в пути) вместо того, чтобы сразу отправиться в аэропорт (5 минут в пути). Билеты на шаттл продаются онлайн и у водителя, цена вопроса одинаковая – 5 евро. На сайте ещё бывают скидки для зарегистрированных пользователей, но не обольщайтесь, без финского номера телефона эту процедуру провернуть не удастся.

Аэропорт Лаппеенранты за последние годы почти не изменился: как был «коровником», таким и остался. Крохотный зал ожидания с мини-туалетом, зато есть столовая (больше для персонала), две стойки регистрации и рядом контроль ручной клади, тут же контроль безопасности (где работает русскоязычная женщина) и дальше уже более просторный зал даже с баром, но всё равно сидячих мест на целый самолёт не хватает. Уточню, что из Лаппеенранты одновременно может вылетать только один рейс, но это и неплохо: никого не забудут, багаж не потеряют, всё очень заботливо и по-домашнему. Ещё в аэропорту был замечен отличный Wi-Fi и несколько розеток в зале у гейта.

А теперь самое интересное – расходы!

Мой вариант на основе автобусов Совавто получился таким:
— автобус в Лаппеенранту – от 550 рублей (в обычные дни) до 1250 рублей (по субботам)
— автобус в аэропорт – от 2.50 евро (городской) до 5 евро (шаттл)
— питание на пересадке – от 2.60 (в Макдональдсе) до 13 евро (в Rax buffet)
— камера хранения – 2 евро за чемодан (при необходимости)
Итого: от 1000 до 2800 рублей в зависимости от аппетита и дня недели.

Для сравнения маршрутки в аэропорт Лаппеенранты стоят примерно 1300-1400 рублей в один конец, если покупать билет туда-обратно некоторые перевозчики делают скидку.

В итоге на автобусе может быть даже выгоднее, чем на маршрутке, плюс учтём сэкономленные нервные клетки. По субботам, правда, получается не очень дёшево, но и очереди на границе в этот день всегда больше, при этом не все маршрутчики корректируют своё расписание, выезжая из Петербурга как и в будни почти без запаса времени на задержки и форс-мажоры.

***

Как вы, наверное, уже догадались, в качестве плацдарма для поездок в Европу Лаппеенранта не слишком пришлась мне по душе. В сравнении с Таллином она неудобная, дорогая и к тому же ещё и скучная. Так что в следующий раз я вряд ли полечу из Лаппеенранты, если только билеты из Эстонии будут совсем дорогие. Однако я рада, что протестировала и такой маршрут и смогла поделиться с вами, надеюсь, полезной информацией!

ВНИМАНИЕ: цены в посте актуальны на момент его публикации!

Читайте также:
 
Перелёты из Таллина: инструкция по применению
 Самые удобные бюджетные аэропорты для петербуржцев
 Сравнение восточноевропейских перевозчиков: Lux Express и Ecolines
 Бюджетные авиакомпании: как они работают и почему такие дешёвые билеты?
 Что такое RyanAir и с чем его летят

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
2 комментария
  1. Алексей:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, а онлайн чат у Ренейра где находится ?
    В приложении на телефоне его не вижу … На сайте нашёл лишь форму обращений по утере багажа и претензиям.
    Хотел выяснить у них:
    Можно ли провозить в ручной клади , на борту самолета , на рейсах Ryanair бинокль , и станок для бритья ? В чём отличие для провоза в ручной клади обычного станка для бритья, от одноразового станка для бритья ?

    • Здравствуйте, Алексей!
      Про приложение не подскажу, так как не пользуюсь им, а на сайте онлайн чат прямо в разделе Контакты, первым пунктом идёт — https://www.ryanair.com/gb/en/useful-info/contact-us

      Касательно вещей, провозимых в ручной клади, это зависит не от авиакомпании, а от аэропорта вылета, так как служба безопасности работает в конкретном аэропорту, а не только для одной отдельно взятой авиакомпании. Бинокли и станки для бритья провозить можно. Но если у Вас есть какие-то сомнения по конкретному аэропорту, можно написать в его службу информации по емейлу и уточнить. Бонокль точно не запретят, а бритву — только если вдруг что-то в голову взбредёт (будет объявлена опасность теракта или что-то подобное, но я никогда не слышала о таких ограничениях). Да, и отличия между станком и одноразовым станком нет — просто разная формулировка одного и того же.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>