Патагония: путешествие мечты. Перелёты и отели

Как вы уже поняли из предыдущего поста, путешествие в Патагонию стало для меня фактически поездкой в Аргентину, поэтому сегодня подробно напишу в целом о стране. Забегая вперёд, скажу, что от первой в жизни неЕвропы я ожидала намного худшего. Но то ли нам так везло, то ли в холодном патагонском климате всё работает лучше, чем в среднем по больнице в Аргентине, то ли страна наконец поняла, что с хорошей организацией из туристов можно выкачать намного больше денег… В общем, вся поездка на удивление прошла без накладок и катаклизмов, если не считать пару дней плохой погоды.

Межконтинентальный перелёт в Аргентину

Прежде всего надо было определиться с маршрутом. Пока в изначальном плане значилось Чили, была мысль прилететь в Буэнос Айрес, а улетать из Сантьяго (или наоборот). Интересно, что при таком раскладе цена билетов почти не повышалась в сравнении с прибытием и отправлением из одного и того же Буэнос Айреса. Но в итоге победил второй вариант, ибо почти все точки нашего маршрута находились в Аргентине, а значит, рейсов туда больше из аргентинской, а не из чилийской столицы, а потом Чили и вовсе отпало.

Прошлый год выдался совсем сумасшедшим, поэтому до серьёзной организации поездки мы добрались лишь к концу августа, что, конечно, поздно для такого трудоёмкого и насыщенного вояжа. Но всё что ни делается, то к лучшему, ибо после пары месяцев ленивого просмотра билетов, хорошие ценники появились именно тогда, когда руки реально дошли до покупки!

Мы стартовали с севера Италии, откуда сначала нашлось два относительно недорогих варианта – у AirEurope и British Airways. Однако первые не слишком вдохновили ценой, а вторые отпали из-за британских визовых приколов. Для короткой согласованной пересадки с шенгенского на трансатлантический рейс внутри одного аэропорта теоретически виза не нужна. Однако существует дурацкое требование – вылететь в страну назначения до полуночи. Звучит это так: «Visa required, except for Nationals of Russian Fed. transiting through London: Gatwick, Heathrow or Manchester with a confirmed onward ticket for a flight to a third country on the same calendar day.» А у нас как назло получалась ночная пересадка: всего 3 часа с 10 вечера до часу ночи, но для этого уже надо делать визу. Спасибо, до свидания!

В итоге взяли билеты Iberia прямо на сайте авиакомпании, ибо у агентов ценник не отличался. Получилось недорого и удобно. Во-первых, пересадка в Мадриде – хороший аэропорт и почти ближайшая точка к Южной Америке (типа трансатлантический рейс будет максимально коротким). Во-вторых, отличная цена с учётом вылета из нужного нам, но при этом непопулярного Турина (из крупных городов летать обычно дешевле), так что удалось сэкономить деньги и силы на дороге до Милана, откуда стартует большинство рейсов.

Минимальный тариф Иберии (Basic) включает только ручную кладь (с ограничением по размеру, но не по весу) и не позволяет выбрать места на борту (они присваиваются в случайном порядке при регистрации, но специально пассажиров из одной брони не рассаживают). Нам нужен был хотя бы один багаж на двоих, а это +45 евро туда-обратно на человека. И обязательно выбор мест на трансатлантику (всё же 13 часов не хотелось провести на «боковушке у туалета») – это ещё +40 евро на каждого в обе стороны. Итого +85 евро, а разница между тарифами Basic и Optimal (со всеми нужными опциями) – 90 евро. Пришлось скрипнуть зубами и отдать по 660 евро на человека за перелёт по маршруту Турин-Мадрид-Буэнос Айрес и обратно с 23 кг багажа (на каждого!) и выбором мест за 24 часа до вылета. А через 3 дня эти же билеты стоили на 75 евро ДЕШЕВЛЕ! Я чуть паспорт с горя не съела((( Казалось, что мы поймали какую-то суперакцию Avios Discount и дешевле уже не будет, а сейчас я понимаю, что таким значком Иберия просто обозначает самые выгодные билеты в выдаче. Ловкий маркетинговый ход, молодцы!

Индивидуальный монитор мультимедийной системы на борту Iberia

В остальном про Иберию ничего хорошего не скажу. Оповещение о переносе времени вылета на почту не приходит, в отличие от бесполезных предложений доплатить и пересесть в бизнес-класс. При этом после изменений бронь в личном кабинете пропадает, нужно добираться до неё через специальный поиск, а в самих билетах у нас вообще осталось старое время вылета, и служба поддержки не смогла это исправить.

Ещё веселее с онлайн регистрацией на рейс Иберии. На компьютере при выборе мест на борту сайт показывал их с ценами: 10 евро, 20 евро. Но у нас же эта опция бесплатна за 24 часа до вылета! В итоге после выбора к оплате всё равно показали 0 евро, но пока мы тупили, система сама зарегистрировала нас на рейс даже без нажатия кнопки «Далее». На обратном пути «смеялись» ещё громче: через приложение в телефоне при выборе мест уже реально требовалась оплата. Зашли через сайт – в брони висит неоплаченный долг! Снова вернулись в приложение, а там мы уже зарегистрированы и снова без нашего согласия. По поводу этих глюков служба поддержки тоже ничего вразумительного не ответила.

Перелёты с Иберией прошли на том же уровне, что и работа их сайта – летаем и радуйтесь. На коротком рейсе внутри Европы (2.5 часа, дочерней Air Nostrum) еда и напитки только за деньги, хотя при покупке еда значилась без уточнения рейса. А ручную кладь заставляют сдавать в багаж при посадке в маленький Бомбардир и так же потом выдают прямо у трапа. Не знаю, насколько это необходимо, но неудобно ужасно: пришлось срочно вытаскивать из чемодана всё хрупкое и плохо упакованное. Пересадка в Мадриде приятная: аэропорт красивый и без толп (хоть и большой), всё близко, навигация понятная, возле туалетов есть поильники с питьевой водой. Если лететь из Шенгена, прибытие в терминал 4, а вылет из его спутника 4-S, до которого везёт внутренний поезд.

Межконтинентальный рейс мне сравнить не с чем, но я ожидала больше комфорта. По ощущениям кресла такие же, как и на европейских перелётах. Самолёты не очень чистые, пледы убитые, разве что индивидуальные мониторы с развлечениями понравились. Еда качества «спасибо, что вообще есть». Съедобная, но невкусная, я ела просто от безысходности. При ночном вылете в Аргентину кормили полтора раза: полноценный ужин и скромный завтрак. Обратно при дневном вылете еды было уже больше: полноценный обед, посреди ночи сухой сендвич, а утром ещё более скромный завтрак. Холодные напитки дают сразу, горячие разносят позже, когда уже не надо. Во «внеурочное» время напитки принесут с вероятностью 50/50 (могут просто забыть), либо надо самим идти на «кухню». Бортперсонал явно не перетруждается, даже по-английски не всегда считают нужным отвечать. Кстати, в международном(!) аэропорту Буэнос Айреса вообще нонсенс – представитель Иберии говорит только на испанском!

Резюме: летать Иберией можно, но проверяйте сами возможные изменения в расписании, берите с собой что-нибудь вкусное и не ждите суперсервиса. А если будут альтернативные варианты чуть дороже, возможно, стоит немного переплатить за комфорт.

Ужин Iberia на маршруте Мадрид-Буэнос Айрес: ужасное горячее, неплохой салат, съедобный бисквит

Завтрак Iberia на маршруте Мадрид-Буэнос Айрес: съедобный сендвич, неплохой пудинг, вкусные шоколадка и печенье

Обед Iberia на маршруте Буэнос Айрес-Мадрид: съедобное горячее, странный салат, неплохой бисквит

Ночной сухой сендвич я не сфотографировала, уж больно он был жалок на вид и противен на вкус!

Завтрак Iberia на маршруте Буэнос Айрес-Мадрид: ужасный сендвич, неплохой пудинг, вкусная шоколадка и отсутствие печенья((

Перелёты внутри Аргентины

Помимо вездесущих Aerolineas Argentinas у нас на примете были Latam и тройка бюджетников Norwegian*, JetSmartr и FlyBondi. У первой авиакомпании цены оказались не лучше Аэролинеас, а рейсов в разы меньше. У Норвегов были вкусные варианты, но самолёты летают даже не каждый день, а Эль Калафате вовсе исключён из маршрутов. У ДжетСмарта был один недорогой перелёт, но проблемы аналогичные Норвегам и нет стыковочных рейсов через столицу (нам надо было попасть из Ушуайи в Пуэрто Игуасу). А ФлайБонди вообще никак не подходил, ибо не летает ни в Эль Калафате, ни в Ушуайу.

* После публикации поста выяснилось, что Norvegian почти ушёл с рынка из-за кризиса в стране(((

По отзывам прошлых лет переносы и отмены рейсов (заранее или внезапно из-за забастовок) в Аргентине – явление привычное. Кто-то советовал не париться и брать самые выгодные билеты, другие ратовали за дорогие Аэролинеас: крупная маршрутная сеть и много ежедневных рейсов, в случае чего проще скорректировать маршрут без серьёзных изменений. И в этом был смысл! В конце концов, не каждый день летаем на другой конец света, чтобы рисковать довольно плотным графиком. Но мне всё равно было боязно, ибо помимо чехарды с рейсами, у Аэролинеас ещё и проблемы со связью: на емейлы и звонки они почти не отвечают. Был вариант взять билеты в представительстве перевозчика в Москве или Петербурге (есть и такое!), чтобы в случае чего они решали все проблемы, но овчинка совершенно не стоит выделки. За невозвратный сбор в размере примерно 15% от стоимости билетов эти товарищи не могли чётко ответить на многие вопросы, а поддержку обещали только в рабочие часы по будням, в остальное время – звоните в неработающий колл-центр.

Попробовали связаться с офисом Аэролинеас в Италии и, о чудо, один из трёх телефонов оказался рабочим! Грамотная дама ответила на все вопросы и отправила покупать билеты на итальянский сайт авиакомпании, пообещав бесплатную (!) поддержку в случае необходимости. Мутить с аргентинской версией сайта и билетами для резидентов мы не стали, оплачивали итальянской кредиткой (цены в евро и списание тоже), хотя я думаю, что и российская карта бы подошла. По совету мудрой дамы, взяли все перелёты одним билетом (называется Multi-city), благо цены как вместе, так и по отдельности были одинаковые. Однако в случае изменений в расписании с единой бронью авиакомпания вроде как смотрит дальнейшие рейсы и предлагает замены, не нарушающие остальной маршрут.

Ещё существует некая система AirPass. Она подходит тем, кто прибывает в Аргентину самолётом и собирается путешествовать только внутри страны рейсами Аэролинеас. По AirPass билеты продаются по фиксированным ценам на конкретные маршруты (но различают высокий/низкий сезон) и можно провозить более тяжёлую ручную кладь и багаж, чем в стандартных тарифах. Однако по отзывам такой вариант не всегда удобен, особенно в высокий сезон: доступны не все перелёты, количество мест на каждом рейсе ограничено, а билеты нужно брать по отдельности. Система показалась довольно мутной, поэтому решили не связываться, хотя можно было сэкономить около 20 евро на человека и провезти более тяжёлый багаж.

Красавец, который вёз нас из Ушуайи в Буэнос Айрес, а затем в Пуэрто Игуасу

С перелётами по Аргентине мы вообще больше думали не об экономии, а о перестраховке. Боясь задержек и отмен, почти все рейсы выбирали не столько по цене, сколько по времени: утренние и дневные. В таком случае всегда оставались 1-3 более поздних вылета в тот же день, на которые нас теоретически могли бы пересадить. К счастью, всё это оказалось излишним, но мне всегда спокойнее немного перебдеть)) В итоге отдали 720 евро на человека за 4 перелёта (один из них стыковочный) с багажом 15 кг. Самый дешёвый – Пуэрто Игуасу-Буэнос Айрес (83 евро), наиболее дорогой – Ушуайа-Пуэрто Игуасу с пересадкой в столице (288 евро), а самый короткий перелёт Калафате-Ушуайа обошёлся в неадекватные 213 евро, вероятно, потому что это самый туристический маршрут. Покупали всё за 4 месяца до поездки, хотя в конце сезона и на через неделю цены были не намного выше.

У Аэролинеас удобно, что на всех тарифах доступен выбор мест, причём уже на этапе покупки билета, а онлайн регистрация начинается за 48 часов до вылета. Зато с ограничениями по багажу всё как-то дико. На внутренних рейсах помимо тарифа с ручной кладью 8 кг (Base) есть варианты с багажом, но очень странных весовых категорий: 15 кг (Plus), 15+15 кг (Flex) или 23+23 кг (Premium Economy). И куда прикажете девать привезённые из Европы 23 кг? Их можно провезти по тарифу Plus только если брать у Аэролинеас ещё и трансатлантику, причём единой бронью с внутренними перелётами. Однако нам история с пересадкой в Риме (и традиционной для этого аэропорта потерей багажа) никак не подходила, хотя вообще отзывы о межконтинентальных рейсах Аэролинеас неплохие.

Оповещение об изменениях рейсов у Аэролинеас работают аналогично Иберии, то есть не приходят, хотя рассылка с предложениями апгрейда есть. Нам повезло, из 5 перелётов переносили только один: на 20 минут, но меняли раз шесть туда-сюда, пока не вернули как было))) И ни одного оповещения! Так что регулярно проверяйте свои рейсы в личном кабинете на сайте авиакомпании, особенно во время путешествия.

В остальном Аэролинеас мне понравились. Все вылеты по расписанию или раньше времени (впервые такое видела). Багаж не потеряли даже при пересадке в Буэнос Айресе, хотя по отзывам эту проблему решают оперативно, ведь рейсов много. Ручную кладь взвешивают на регистрации, а если нет багажа – тогда на посадке, и прикрепляют бирки «проверено» (хотя их ведь можно сохранить с предыдущего рейса))) На лишние пакеты а-ля с верхней одеждой даже не смотрят, поэтому туда можно переложить пару килограмм перевеса из ручной клади. А я вообще убирала пуховик в чемодан и на контроле честно говорила, откуда у меня лишний вес – проблем не было.

Самолёты у Аэролинеас удобные и новые, средний возраст – 5 лет, получше чем у Аэрофлота на рейсах из Петербурга. Я-то ожидала вообще развалюхи, типа страна третьего мира и всё такое, а вот нет! Правда, кормят грустно. На рейсах более 2 часов дают мини-снек (из столицы в Эль Калафате и Ушуайу), до 1 часа 25 минут – только напитки (БА-Игуасу), на более коротких рейсах вообще ничего, но вроде бы можно попросить воду. Кстати, к жидкостям в аргентинских аэропортах относятся очень спокойно. Я скромно проносила через контроли по 200 мл воды, а потом перед вылетом в Европу видела мужчину аж с 2-литровой бутылкой! Зато в аэропортах Патагонии следят за тем, что вы ввозите из других регионов: запрещены овощи-фрукты, мясные и молочные продукты. В Эль Калафате просвечивают все вещи, в Ушуайе – почему-то только ручную кладь (в багаже хоть корову провози), в Трелеу тоже, говорят, есть контроли. Если же рейс внутри региона, можно сказать, что продукты куплены в Патагонии – должны пропустить.

Питание Aerolineas Argentinas на рейсах Ушуайа-Буэнос Айрес и Буэнос Айрес-Эль Калафате

Отели Аргентины

Всё жильё в Аргентине бронировали примерно за 4 месяца до поездки. Учитывая кризис в стране, стремительно падающий курс песо и растущие цены (осенью 2019), выгоднее было бы сделать все брони напрямую у отелей и получить ценник в местной валюте, которая к нашему приезду ещё чуть подупала. Однако, впервые отправляясь на другой континент, для спокойствия решили бронировать на Букинге. Забегая вперёд, скажу, что ни с одним из 5 отелей серьёзных проблем не было: в этом смысле Аргентина вполне себе на европейском уровне! Мы, конечно, внимательно читали отзывы и не останавливались в совсем дешёвых местах, а на севере даже позволили себе шикануть (ибо было недорого), но неприятности бывают и в крутых отелях, поэтому ценник никогда не гарантирует качество, Южная Америка в этом не исключение.

Особенность Аргентины при бронировании отелей на Букинге – узаконенное мошенничество в виде ценников не в местной валюте, а в долларах США (далее USD). Если при поиске жилья во избежание путаницы с цифрами установить опцию «показать валюту объекта размещения» (то есть страны, где находится отель), все цены отобразятся не в местных песо, а в USD, и именно в них зафиксируются на момент бронирования. Однако на территории Аргентины операции в иностранной валюте официально запрещены. Что же происходит на месте при оплате отеля? Цену в USD конвертируют в песо по курсу продажи USD в обменниках страны (например, 63 песо за USD). Дальше эту сумму можно оплатить наличкой, которую до этого вы купили за те же USD (по курсу 57 песо за USD), и сразу попасть на 2 конвертации (доллар – песо – доллар), переплатив примерно 10% от стоимости отеля. А можно сделать оплату банковской картой, которая в лучшем случае у вас открыта в тех же USD (или евро), а в худшем – в рублях, и снова попасть минимум на 2 конвертации (если карта в USD/евро), а то и на 3 при рублёвой карте, когда конвертация идёт не напрямую (песо – рубль), а через валюту расчётов с платёжной системой (песо – евро/USD – рубль). То есть двойной конвертации не избежать ни при каких раскладах!

Понятно, что в Аргентине кризис, песо постоянно падает, поэтому очень хочется использовать более твёрдую валюту типа долларов. НО я лично не припомню, чтобы в России во время кризисов Букинг отображал цены на отели в стабильном евро, хотя отельерам бы это очень понравилось. Не знаю, откуда такие двойные стандарты и явный развод, но ежели Букинг так поступает, вероятно, этот обман находится в рамках закона.

Однако есть и хорошая новость – в отелях Аргентины иностранцы могут не платить НДС в размере 21%! Но есть 2 условия – у вас в паспорте должен быть штамп о въезде в страну (это особенно актуально для прибывающих по земле) и платить надо иностранной банковской картой. Последнее, конечно, не очень приятно из-за, возможно, не лучшего обменного курса вашего банка, а в случае с рублёвыми картами будет ещё и тройная конвертация, но даже при наихудших раскладах потери не дотянут до сэкономленных 21%.

Перед поездкой меня волновало условие оплаты картой, поскольку некоторые из наших отелей принимали только наличку (особенно часто это встречается в горных районах с нестабильным интернетом). Но всё оказалось лучше, чем могло быть! Все 5 отелей без проблем выставили нам счёт без НДС и только 2 из них (самые большие и серьёзные) при этом потребовали оплату по карте. Остальные же вообще были рады принять доллары, а за наличный расчёт один отель даже сделал скидку в 10% (и ещё -10% за аннуляцию брони Букинга, чтоб не платить ему комиссию))) В итоге мы не только не заплатили налог (как и полагалось), но ещё и почти избежали двойной конвертации, и даже получили приличную скидку. Спасибо аргентинским законам и кризису за такую экономию!

Красивый бассейн на крыше нашего отеля в Пуэрто Игуасу — всего за 68 $ в сутки!

В целом отели Аргентины почти не отличаются от европейских, но есть некоторые особенности, которые хочется отметить. Самое неприятное – нестандартные розетки с тремя плоскими отверстиями и отсутствие переходников даже в самых приличных отелях (после Кипра мне казалось это очевидным, но не для Аргентины), так что везите переходники или сразу по приезде бегите за ними в ближайший киоск. Ещё эта нация до сих пор не открыла для себя душевые лейки, во всех отелях верхние души, а шапочки при этом не выдают: поэтому привозите свои, если не хотите мыть волосы каждый день. Холодильники в номерах – большая редкость и присутствуют только в крутых отелях, хотя на ресепшене можно попросить о ночлеге для ваших бутербродов, отказывают редко. И ещё в Аргентине большие проблемы с чистым и недырявым постельным бельём и полотенцами даже в приличных местах: если для вас это критично, вероятно, стоит смотреть отели 4 и 5 звёзд.

Из хорошего – почти всегда на ресепшене есть бойлер с горячей и холодной водой, либо чайник в столовой или даже в номере. Ведь аргентинцы помешаны на мате, повсюду ходят со своим калабасом, а зачастую ещё и с термосом! С завтраками у нас проблем не было: немного усилий на чтение отзывов, чуть повыше бюджет и утром можно питаться уже не только сладкими булочками, но ещё сыром и ветчиной, хотя и самыми дешёвыми. На юге Европы с их ценами мне такое удаётся не всегда!

Что касается уровня цен, тут всё просто: чем южнее, тем дороже. Но «дорогая» Патагония оказалась не более разорительна, чем какая-нибудь Италия или Испания. Самые неприятные ценники, скромные отели и вообще небольшой их выбор были в Эль Чальтене. Ушуайа немного дешевле, а Эль Калафате и вовсе на среднеевропейском уровне. В Буэнос Айресе отелей очень много, поэтому высокая конкуренция снижает цифры до неприличия. В Пуэрто Игуасу аналогично, но при этом выбор жилья меньше. Таким получился наш расклад по отелям Аргентины, цены за 2-местные номера с удобствами:

Читайте также:
 Патагония. Как построить маршрут

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
2 комментария
  1. Максим Петров:

    Занятно читать. Очень много интересных подробностей.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>