Железнодорожный европейский обзор

В прошлый раз мы говорили о едином железнодорожном билете InterRail, который можно использовать, в основном, на обычных региональных поездах для путешествий на небольшие расстояния. Однако если за короткий промежуток времени вам необходимо преодолеть не одну сотню километров, лучше воспользоваться высокоскоростными поездами, коих в Европе насчитывается великое множество. О них сегодня и поговорим!

Международные поезда

Прежде всего, рассмотрим высокоскоростные поезда, курсирующие между разными европейскими странами. Наиболее известным представителем этой железнодорожной семейки по праву считается InterCityExpress (ICE), родиной которого является Германия. Именно в этой стране ICE распространены больше всего, однако их владения простираются также и на соседние государства: Нидерланды (до Амстердама), Бельгию (до Брюсселя), Францию (до Парижа), Швейцарию (до Цюриха, Берна, Базеля и Интерлакена), Австрию (до Инсбрука, Зальцбурга, Вены) и Данию (до Копенгагена и Орхуса). В Интернете приобрести билеты на поезда ICE можно на официальном сайте немецких железных дорог.

Второе место по популярности я бы отдала французским Train à Grande Vitesse (TGV). Маршрутная сеть этих поездов опоясывает не только саму Францию, но затрагивает и соседей: бельгийских (до Брюсселя), немецких (до Штутгарта и Мюнхена), швейцарских (в Цюрихе, Женеве и Лозанне), итальянских (в Турине и Милане), а также карликовое государство Люксембург. TGV доходит даже до Испании, а точнее до первого приграничного городка Ирун, где стыкуется уже с местными железными дорогами. Купить билеты на поезда TGV через Интернет можно на их официальном сайте.

В борьбе за европейскую железнодорожную пальму первенства участвуют также поезда Thalys (THA), на которых можно передвигаться по Германии (до Кёльна), Нидерландам (до Амстердама), Бельгии и Франции (по множеству направлений). Приобрести билеты на такие поезда можно на официальном сайте Thalys.

Для сообщения между островной и материковой Европой используются высокоскоростные составы EuroStar (EST). Они связывают Великобританию с Францией и Бельгией, проходя по тоннелю под проливом Ла-Манш. Заранее приобрести билеты на поезда этого типа можно попытаться* на официальном сайте EuroStar.
Стоит отметить, что одноимённые поезда курсируют также и по территории Италии. Однако они не имеют никакого отношения к английским EuroStar, о чём говорит даже иное буквенное обозначение (ES вместо традиционного EST).

Запущенные недавно высокоскоростные составы RailJet (RJ) постепенно набирают популярность в Австрии, соединяя её с ближайшими соседками: Швейцарией (Цюрихом), Германией (Мюнхеном) и Венгрией (Будапештом). В Интернете приобрести билеты на RailJet вы можете на официальном сайте австрийских железных дорог.

Нельзя также не упомянуть о поездах EuroCity (EC) и InterCity (IC), которые курсируют между крупнейшими городами большинства стран Европы. Многие из них не имеют своего собственного названия и отдельной управляющей компании. В каком-то смысле EuroCity и InterCity – это собирательный образ всех европейских скоростных и высокоскоростных поездов. Билеты на них обычно бывают доступны на официальном сайте национальных железных дорог той или иной страны.

Ночные международные поезда

Ночные поезда в Европе – явление более редкое, чем в России: всё-таки расстояния там несколько другие. К тому же в последнее время этот вид транспорта сильно потеснили бюджетные авиалинии, позволяющие пассажирам сэкономить как время, так и деньги. Однако любителей ночных путешествий по железным дорогам Европы всё же хватает.

Самыми распространёнными ночными поездами являются EuroNight (EN). Они, как и вышеупомянутые EuroCity и InterCity, курсируют между крупнейшими городами множества европейских стран и олицетворяют собой целую группу ночных «железнодорожников». Билеты на такие поезда приобретаются на официальном сайте национальных железных дорог соответствующей страны.

Другой известный представитель семейства железнодорожных полуночников — CityNightLine (CNL), получивший наибольшее распространение в Германии. Однако маршрутная сеть этого типа поездов всё же выходит за границы одной страны и охватывает почти всю Центральную Европу. Купить билеты CityNightLine через Интернет можно на официальном сайте поезда, там же рассказывается и о возможных вариантах размещения во время ночного путешествия.

Посмотрев на свою немецкую соседку, Франция и Италия решили не отставать и поэтому запустили собственную линию ночных поездов Artesia, соединившую многочисленные города этих двух государств от Рима и Венеции до Парижа и Лиона. И хотя эти  поезда имеют свою собственную страничку в Интернете, на самом деле они относятся к типу EuroNight и даже сохраняют его буквенное обозначение (EN). Посмотреть варианты размещения в Artesia лучше всего здесь, а заранее приобрести билеты можно попытаться* на официальных сайтах итальянских и французских железных дорог.

Дабы не оставаться в стороне от европейской ночной тусовки, Испания тоже подсуетилась и вместе с Францией, Италией и Швейцарией организовала поезда Elipsos, соединившие Париж, Милан и Цюрих с Барселоной и Мадридом. Посмотреть на различные варианты размещения можно на официальном сайте Elipsos. Однако ничего другого там сделать, скорее всего, не удастся, так как страница представлена исключительно на испанском языке. Поэтому за покупкой билетов через Интернет следует обращаться на сайт испанских железных дорог.

Надо сказать, что Elipsos относятся к семейству испанских ночных поездов TrenHotel (TH), курсирующих между крупнейшими городами Пиренейского полуострова. Другими международными представителями этого типа поездов являются Lusitania и SurExpresso, соединяющие Испанию и Португалию. Первый перевозит пассажиров из Мадрида в Лиссабон и обратно, а второй идёт из португальской столицы до границы Испании и Франции (городка Ирун), где стыкуется с упоминавшимися ранее TGV. Почитать о вариантах размещения в этих ночных поездах лучше всего у испанских железнодорожников, а заранее приобрести билеты можно на официальных сайтах испанских или португальских железных дорог.

Междугородние поезда

Теперь поговорим немного о скоростных поездах, курсирующих внутри одной страны. Прежде всего, это уже упоминавшийся ранее InterCity (IC), обитающий в самых разных государствах Европы: от Финляндии до Португалии, и от Норвегии до Болгарии. В Интернете билеты на поезда этого типа обычно без проблем приобретаются на сайтах национальных железных дорог.

Кроме InterCity в некоторых странах имеются свои скоростные поезда. Наибольшим разнообразием в этом деле отличились Италия и Испания. Поэтому о железнодорожных конях этих стран поговорим отдельно!

В Италии скоростные междугородние поезда называются EuroStar Italia (ES), о них я упоминала чуть выше в рассказе об одноимённых составах на железных дорогах Великобритании. Однако итальянские EuroStar – это совсем иные поезда. Главными их представителями являются три сестры стрелы: Красная, Серебряная и Белая (Frecciarossa, Frecciargento и Frecciabianca соответственно). Самая быстрая и самая популярная – Красная стрела, проходящая через крупнейшие города по маршруту Турин-Милан-Болонья-Флоренция-Рим-Неаполь. Её подружки, Серебряная и Белая Стрелы, передвигаются чуть медленнее и по менее популярным маршрутам, в основном, соединяя между собой столицы или важнейшие населённые путнкты регионов. В репертуаре итальянских поездов присутствуют и другие EuroStar Italia, не имеющие какого-то особого названия и курсирующие по самым разнообразным направлениям.

Испанские скоростные поезда представлены в ещё большем многообразии, чем итальянские, поэтому я расскажу лишь о некоторых из них. Самыми быстрыми и пунктуальными являются составы Alta Velocidad Española (AVE), курсирующие, в основном, между важнейшими городами страны: Мадридом, Севильей, Барселоной, Малагой, Валенсией и Вальядолидом. Поезда Alvia (ALV) соединяют три крупных города (Мадрид, Барселону и Аликанте) с более мелкими, расположенными по всей стране. А вот связать испанскую столицу с южными регионами, Андалусией и Мурсией, доверили скоростным составам Altaria (ATR). Существуют также поезда Arco, курсирующие между различными регионами.

Хотелось бы ещё упомянуть о некоторых других скоростных поездах, трудящихся на благо различных странах Европы. В Португалии это популярные Alfa Pendular (AP), которые пересекают всю страну с севера на юг по маршруту Брага-Порту-Лиссабон-Фару. Их ближайшими родственниками являются финские Pendolino, соединяющие столичный Хельсинки с крупным городом Турку и несколькими более мелкими населёнными пунктами. В соседней Швеции бегают другие скоростные поезда, называемые X2000 (Х2). Они перемещаются между Стокгольмом и менее крупными городами (Мальмё, Гётеборг), а также заезжают к датским соседям в Копенгаген.

Подводя итог этой железнодорожной лекции, мне кажется необходимым выделить основные особенности скоростных и высокоскоростных европейских поездов. А именно:

  • такие поезда обычно связывают исключительно крупные города и не делают остановок в небольших населённых пунктах;
  • при использовании единых проездных InterRail за проезд на скоростных поездах часто необходимо доплачивать;
  • билеты на такие поезда в основном продаются с указанием конкретного места, поэтому их не нужно заранее компостировать, хотя на всякий случай сделать это можно, своей силы проездной всё равно не утратит;
  • за быстроту и комфорт скоростных поездов приходится щедро платить, хотя в большинстве случаев проехать по аналогичному маршруту можно и на недорогих, но медленных, региональных поездах.

Важно также отметить, что при отсутствии возможности приобрести билеты на высокоскоростные поезда через Интернет, можно обратиться в уже упоминавшееся ранее агентство ТГТ, которое с некоторых пор предлагает своим клиентам и такую услугу.

PS: в данном материале были описаны лишь некоторые наиболее популярные европейские поезда, поскольку описать ВСЕ имеющиеся типы железнодорожных составов не представляется возможным.

* Рассказывая о покупке билетов на сайтах некоторых национальных железных дорог, я сделала пометку о том, что проездные можно лишь «попытаться приобрести». А дело всё в том, что выпущенные в России банковские карты принимают к оплате далеко не все европейские сайты. Поэтому мне пришлось поставить под сомнение покупку билетов на тех Интернет-ресурсах, которые не были протестированы на вшивость дружелюбность к российским картам лично мною или моими знакомыми. Если же у читателей данных строк есть какая-либо достоверная информация на сей счёт, буду очень рада, если вы ею со мной поделитесь.

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
47 комментариев
  1. АТИВ:

    Уважаемая Виктория! Поскольку я сейчас плотно занимаюсь планировкой непродолжительного отпуска в сентябре, то сейчас я добралась до такого пункта своего путешествия, как покупка ж.д. билетов в Бельгии. Прочитав Вашу статью выше,удивилась,узнав, что на сайте момондо можно их купить — я считала, что этот сайт только для заказа авиабилетов. Зайдя на него, я не смогла найти страницу для заказа ж.д. билетов. Не могли бы Вы подсказать, где смотреть?

    • Виктория, блогоавтор:

      Виктория, действительно на Момондо в основном продают авиабилеты, однако там иногда предлагаются и железнодорожные маршруты (как минимум на поезда Талис), когда они дешевле авиаперелёта. Поэтому, например, при введении маршрута Париж-Амстердам, сайт предлагает приобрести билет на поезд Талис и слева даже появляется соответствующий значёк «самолёт-поезд», который обозначает, что предлагается не авиа- а жд-билет.

      зы: кстати, если Вы планируете отпуск в Бельгии, то могу порекомендовать мой отчёт о поездке в БеНиЛюкс, который я пока что не опубликовала здесь, в блоге: http://vkontakte.ru/id73300#/note73300_9901130

  2. АТИВ:

    Виктория!Cпасибо большое за отчет по Бенилюкс — очень своевременно для меня!!!

    • Виктория, блогоавтор:

      Я рада, что смогла быть Вам полезной) Хорошего путешествия! И жду Ваших отзывов после возвращения)

  3. Мария:

    Здравствуйте!
    Скажите, пожалуйста, нет ли скоростных поездов из Финляндии в Чехию?
    Заранее спасибо :)

    • Виктория, блогоавтор:

      Мария,
      я стесняюсь спросить, но как Вы себе представляете путь по суше из Финляндии в Чехию? Разве что через Россию… Но таких поездов, насколько я знаю, не существует в природе.
      Финляндию с Россией соединяют только два поезда до Петербурга и Москвы, а из Москвы уже РЖД-шный поезд в Чехию, идёт около 31 часа.. не знаю, правда, насколько это считается «скоростно»..

  4. Марина:

    Виктория, во время Вашего путешествия по Бельгии какие использовали ж/д билеты? Какой билет самый выгодный?

    • Виктория, блогоавтор:

      Марина,
      мы подгадывали свои перемещения по железным дорогам Бельгии под выходные дни, так как стоимость проезда в это время почти вдвое ниже. Тогда можно приобрести билет Weekend ticket. Он действует на проезд «туда» из одного города в другой с 7 часов вечера пятницы до вечера воскресенья (покупать такой билет надо с точной датой отъезда). А вот «обратно» можно вернуться в любой момент до конца текущих выходных.
      Более подробно о железных дорогах Бельгии и не только я писала в свом отчете о БеНиЛюксе, но пока его не опубликовала в блоге. вот ссылка на отчет Вконтакте: http://vkontakte.ru/note73300_9901130

  5. Билеты на поезд Thalys можно оплатить картой, выпущенной в России. Не скажу про все, но золотая MasterCard банка «Русский Стандарт» прошла «на ура» осенью 2011г.

    • Виктория, блогоавтор:

      Максим,
      Возможно, причина именно в том, что у меня и моих друзей были обычные карты, а у Вас золотая. Ну, или просто российским картам начали доверять больше)

      • Александр:

        Виктория, у меня thalys.com принял обыкновенную MasterCard Связной-Банка (самая простая, без имени владельца на карте, ее выдают в салонах связи «Связной»!.

  6. Юлия:

    Виктория, здравствуйте! Планируем поездку в сентябре 2012г. в Германию к друзьям на торжество. Хотим еще побывать в Испании (Каталония, желательно Ллорет де Мар), пожить там дней 7-10, оттуда в Париж (ну как же без него?), задержаться дней на 5. Потом вновь Германия, а оттуда домой, в Россию. Можете посоветовать, каким образом нам лучше путешествовать (самолет, поезд, автобус) и где лучше остановиться. Самая большая проблема для нас — финансовая. Согласны потерпеть не самые лучшие условия, но чтобы обязательно посетить 3 страны (и именно в этой последовательности: Россия-Германия-Испания-Франция-Германия-Россия). Понимаю, что много написала, но буду крайне признательна Вам за ответ. С уважением, Юлия.

    • Добрый день, Юлия!
      Что касается перелёта в/из Германии, можете глянуть рейсы обычных авиакомпаний в форме поиска в правом верхнем углу блога. Также стоит рассмотреть перелёты из Москвы и Хельсинки. Если искать бюджетные рейсы, то это будет Ryanair из Лаппенранты (в Дюссельдорф), а также посмотрите вылеты из других городов Финляндии, Эстонии и Латвии (если Вам так удобно будет).

      По поводу того, на чём лучше передвигаться, я вряд ли смогу сказать. Думаю, прежде всего, стоит изучить предложения бюджетных авиаперевозчиков. Начать можно с Ryanair, Easyjet и Wizzair. Поезда на дальние расстояния в Европе дорогие, поэтому из наземного транспорта лучше выбрать автобусы. Посмотрите компанию Евролайнс.

      Про жильё я много писала в соответствующих постах, почитайте и решите, что Вам будет удобнее:
      Про отели: http://crazy-traveller.ru/2011/01/25/hotels/
      Про хостелы: http://crazy-traveller.ru/2011/01/27/hostels/
      Частное жильё: http://crazy-traveller.ru/2011/02/14/apartments/

  7. Сергей:

    Пытаюсь 2 часа купить билет на скоростной Мадрид- Валенсия через интернет- не прокатывает ни мастер карт ( не набирается «Т», ни виза. Не верят они нам. Грустною

    • Сергей,
      а на каком сайте Вы пытаетесь осуществить покупку?
      Возможно, что русские карты не принимают, а может быть и просто сбой системы. Попробуйте повторить попытку попозже.

      • Наталия:

        Добрый день. В июне этого года (2012) мы путешествовали по Испании. Я из Москвы покупала ж/д билет Мадрид-Малага на сайте RENFE. Расплачивалась картой Сбербанка Виза Классик. Всё прошло успешно. Покупку совершала на испанской версии сайта. Проблем не было.

  8. Алексей:

    Если покупаете на сайте RENFE ,то пробуйте браузер Опера и испанскую версию сайта.с мастеркардом должно получиться.

  9. Юлия:

    Виктория, добрый день!
    а есть ли у вас какие-нибудь статьи, посвященные Хорватии и Черногории?

  10. Николай:

    Здравствуйте, Юлия!
    Отличный обзор. Сам давно и с большим удовольствием передвигаюсь по Европе на поездах. Есть в этом немало романтичного :) Хотел бы внести небольшое уточнение. На поезда Талис уже, как достаточно давно, можно купить билет и карточками, выпущенными в России. В частности дебетовые и кредитные карты сити банка принимают без каких-либо нареканий. Несколько раз в год катаюсь на Талисе из Амстердама в Париж и обратно.

  11. Мария:

    Виктория, добрый день

    Я планирую поездку Женева-Турин-Лион-Женева. Какими поездами лучше добираться?

    заранее спасибо за ответ

    • Здравствуйте, Мария!
      Думаю, Вам нужно изучить сайт tgv-europe.com, где предлагаются маршруты по всем перечисленным Вами городам, а также сайты железных дорог Италии, Франции и Швейцарии:
      trenitalia.com
      sncf.com
      sbb.ch

  12. Мария:

    Виктория, спасибо за ответ, теперь прошу Вас о совете…

    я купила билеты на сайте TGV, электронных билетов нет, написали, что отправка почтой в течение 7 дней. Прошло 3 недели, думаю в связи с новогодними праздниками, почта стала еще в 10 раз медлительнее. Я писала им в help desk, ответ один — мы подтверждаем доставку, tracking number отсутствует, купите новые. К сожалению, в данный момент я не могу этого сделать и тем более они будут снова отправлены по почте. 25.12 у меня первый поезд. Возможно, вы сталкивались с такой ситуацией?

    Спасибо

    • Здравствуйте, Мария!
      Честно говоря, я никогда не сталкивалась с подобными ситуациями и не пользовалась сервисом сайта TGV. Меня вообще всегда очень пугала отправка чего-либо по почте в Россию, поэтому в аналогичных случаях с другими сайтами ЖД всегда покупала электронный билет. Странно, что такой опции не предлагал TGV.
      Попробуйте описать им ситуацию с российской почтой или, например, соврите, что билет получили, но потеряли/испортили. Мне кажется, должна быть возможность восстановить билет прямо в кассе на вокзале.

  13. Валерия:

    Виктория, добрый день.
    Подскажите, пожалуйста, как добраться из Болгарии в Германию, в Мюнхен наиболее дешевым способом ( автобусы и поезда) и без пересадок. Из Болгарии пока точно не знаю из какого города поеду. Возможно, София.

    • Здравствуйте, Валерия!
      Подозреваю, что прямых автобусов и поездов между этими странами нет, нужно или смотреть самолёт, или ехать с пересадками. Однако советую Вам всё же изучить сайты железных дорог и автобусных компаний Болгарии. На всезнающем сайте немецких жд я сейчас сама смотрела, он даже не знает о существовании такого города София, что странно. Написала пока знакомому в Германию, возможно, он поможет, как ответит — отпишусь тут. Но пока посмотрите остальные сайты.

    • Валерия,
      я уточнила информацию на сайте ж.д. Германии, прямых поездов между Софией и Мюнхеном нет, добраться можно минимум с двумя пересадками.

  14. Вячеслав:

    Регистрация на Trenitalia
    Виктория, добрый день! С праздником Вас! Я пытаюсь стать самостоятельным путешественником и забуксовал на регистрации на сайте Trenitalia, там где запрашивается некий tax code/VAT. Подскажите пожалуйста, как этот вопрос решить, т.к пустым это поле не оставишь и российский ИНН там не проходит :)))

    • Здравствуйте, Вячеслав!
      Спасибо за поздравления)
      Когда я регистрировалась на сайте Трениталии, такого вопроса не было, поэтому по своему опыту не скажу. Но сейчас я бы посоветовала использовать вот такой инн: VNVVNI88A01Z154T
      Его можно сгенерировать на этом сайте codicefiscale.com, там всего лишь нужно ввести фамилию, имя, пол, дату и место рождения. Я Вам сгенерировала ИНН на Ивана Иванова, но проверять этого никто не будет, тем более, что покупать билеты на сайте Вы можете как себе, так и друзьям или родственникам. Попробуйте воспользоваться этим ИНН или сгенерируйте себе свой собственный.

  15. Аля:

    Виктория добрый день купила на тренитали билеты на скоростной и региональный поезд от вероны до больцано.надо ли с ними что то еще делать на месте.на скоростном есть букинг код и мастер код а на региональный только тикет код.

    • Здравствуйте, Аля!
      С билетом на скоростной поезд уже ничего делать не нужно, ведь на нём указан номер конкретного поезда и его дата отправления. А вот билеты на региональные поезда перед использованием нужно прокомпостировать, так как они имеют длительный «срок годности» и не привязываются к конкретному поезду. Признаюсь, я не очень представляю, как можно прокомпостировать билет формата А4, потому что компостеры предназначены для стандартных билетов более мелкого формата. Рекомендую Вам обратиться в кассу или на стойку информации Трениталии на вокзале отправления или сразу после посадки в поезд найти в нём контролёра и попросить его прокомпостировать Ваш билет.

  16. Аля:

    Спасибо за подробный ответ,правда с языком у меня плохо.Напишу заранее вопросы,надеюсь разберусь.Но на региональном билете у меня тоже стоит номер поезда и время и номер билета.Но вы правы лучше перестраховаться.

    • Аля,
      не беспокойтесь — в Италии английский не всегда спасает, его сами итальянцы нечасто знают, но привыкли уже туристам помогать и другими способами (жесты, рисунки на салфетках и т.п.). Так что не пропадёте! Но всё же пару-тройку узловых фраз рекомендую выучить.
      Что касается билетов, признаюсь, на региональные поезда я их никогда заранее не покупала, т.к. нет смысла — цена на сайте заранее и в кассе/автомате перед отправлением поезда одинаковая, а понятия «закончились места» не существует. Те же «региональные» билеты, что покупаются на вокзале, обязательно должны компостироваться. Поэтому даже если в интернет-билете указан номер поезда, всё равно уточните в кассе или у контролёра, как лучше поступить.

  17. Аля:

    Спасибо за поддержку.Так и сделаю.

  18. Елена:

    Виктория, здравствуйте! Обращаюсь к вам за советом! Дело в том, что я проживаю в Португалии, очень хотим, чтобы мама приехала к нам в гости из России, но она по состоянию здоровья самолеты не переносит. Пробую найти маршрут с минимумом пересадок, пока не очень получается, она будет ехать из Ростова-на-Дону или Краснодара. Может что посоветуете? Подбираю только поезда.

    • Здравствуйте, Елена!
      Да уж.. задачка у Вас не из простых, да и маме ехать придётся целую вечность. Я бы на Вашем месте всё же выбрала прилёт к маме в Россию, но это моё мнение. Если же всё-таки браться за поезда, то можете посмотреть сайт bahn.de. Несмотря на то, что это сайт немецких железных дорог, он умеет неплохо стыковать поезда разных стран. Может быть, что-то и получится. Также на сайте РЖД можно найти информацию и вроде бы даже купить билеты на поезд №17/18 Москва-–Ницца, который отправляется раз в неделю и стоимость билетов стартует от 255 евро. А дальше из Ниццы уже можно смотреть варианты пересадок на французские и испанские поезда.

  19. Елена:

    Спасибо, Виктория! Особенно за подсказку про немецкий сайт! Вариант с Ниццей я уже смотрела! Мы к маме летаем, но она хочет и к нам приехать, конечно ))

    • Елена, здравствуйте ещё раз!
      Прошу прощения за задержку с ответом, были технические неполадки с сайтом, которые удалось исправить только сейчас.
      Надеюсь, что моя подсказка поможет Вам в построении маршрута и Ваша мама всё-таки сможет навестить Вас в Португалии!

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>