Заплыв от Петербурга до Хельсинки или путешествие по северным морям

Я вернулась, аплодисментов не надо) Приступим сразу к делу, а именно к тому, на чём мы остановились. Сегодня будет обещанный рассказ о круизе в финскую столицу!

Всем петербуржцам давно известны самые простые способы пересечения границы с Финляндией: автобусы от «Октябрьской»; маршрутки, забирающие пассажиров прямо от дома; есть также дорогие, но пунктуальные рейсовые автобусы. А недавно к наиболее доступным видам транспорта добавился ещё и паром, в числе первых пассажиров которого мне посчастливилось побывать.

Паром «Принцесса Мария»

Итак, весной прошлого года паром «Принцесса Мария» впервые с момента двухлетнего перерыва восстановил морское сообщение между двумя балтийскими столицами: Петербургом и Хельсинки. Судно было построено в Финляндии в далёком 1981 году и с тех пор ходило по северным морям, работая то на шведов, то на датчан, то ещё на кого-то.. в общем, нынешняя «Принцесса» потрудилась на славу и была несколько раз реконструирована. Теперь паром используется российской компанией St.PeterLine, о которой я уже писала немногим ранее, и курсирует по Финскому заливу, соединяя страну Суоми с нашей «необъятной».

У меня сложилось неоднозначное впечатление от «Принцессы Марии». Скажу так: паром хороший, не «совдеповский», но всё-таки заметно, что уже сильно попользованный, хотя его и пытались привести в божеский вид. Признаюсь, мне особо не с чем сравнивать, так как аналогичным видом транспорта я пользовалась лишь однажды и очень давно. Тогда это была финская Silja Line на рейсе между Турку и Стокгольмом, но надо сказать, что то судно выглядело явно больше, новее и интереснее!

Экипаж парома представляет собой целую смесь балтийских национальностей: финны, эстонцы, русские. Капитан вообще латыш! Все говорят по-русски, однако с некоторыми приходилось «гафффарить метттлена, чтопппы поннняли»))) Все члены экипажа были очень милы и вежливы, за исключением одной мадмуазель на ресепшене, которую по слухам довольно быстро уволили, и, надеюсь, заменили более приветливой девушкой.

Фото с wikipedia.org

Покупка билетов

Приобрести билеты на паром можно тремя способами:
• самостоятельно через интернет на сайте паромной компании,
• у официальных агентов в России и других странах мира,
• или же в любом туристическом агентстве вашего города.

У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Купить билет самостоятельно можно в любое время суток, даже не вылезая из домашних тапочек, при этом в награду вы получите скидку за он-лайн бронирование в размере 7% (или 15% при раннем бронировании за 21 день до поездки и более). Однако надо помнить, что для осуществления такой операции вам понадобится банковская карта.

Приобретая билет на паром в официальных представительствах, можно рассчитывать на более крупную скидку, но при этом вы не сможете осуществить покупку ночью, в воскресенье и праздники, тогда как ваши конкуренты за место под солнцем на корабле выкупят свою каюту через Интернет.

И, наконец, обратившись за помощью в ближайшее туристическое агентство, вы, безусловно, сэкономите время и силы, так как не придётся ехать в официальные представительства St.PeterLine. Но в то же время можете остаться вообще без какой-либо скидки, если только не постараетесь её выпросить при помощи хитрости и своего обаяния) И опять же бронирование ночью, в воскресенье и праздники будет невозможно.

По всем интересующим вас вопросам о пароме в целом и приобретении билетов в частности я советую обращаться исключительно в сам St.PeterLine по телефону (812) 702-07-77. Потому как добиваться какой-либо правдивой информации от официальных или не очень представителей компании бесполезно. Даже на горячей линии St.PeterLine порой говорят такие глупости, что менеджеры главного офиса однажды честно признались мне «наш колл-центр – идиоты» (с). Комментарии излишни…

Что же касается меня, то я предпочла общаться с Интернетом, нежели с ничего не знающими «официальными агентствами», и потому оплачивала круиз на сайте StPeterLine.com. Правда, надо сказать, что в то время ни он-лайн бронирование, ни агентства не давали пассажирам никаких скидок, так что на стоимость путешествия мой выбор не повлиял.

Система продажи билетов он-лайн работает немного странно. На электронную почту не приходит ни письмо о регистрации на сайте, ни зачастую и дубликат билетов, а восстановление пароля, похоже, вообще не работает. Так что обязательно записывайте свои логин и пароль, чтобы иметь постоянный доступ к купленным билетам в личном кабинете.

Каюты

На пароме существует несколько типов размещения:

  • шикарные каюты для VIP-ов – это Deluxe, Commodore и A-Deluxe;
  • хорошие и тихие места для простых смертных — «номера» А и В класса, разница лишь в наличии окна у кают А;
  • и выкупающийся чуть ли не на полгода вперёд, мифический эконом-класс Е, который располагается на самой нижней палубе и потому считается немного шумным из-за близости машинного отделения.

2-местная каюта класса А
Фото с stpeterline.com

4-местная каюта класса В
Фото с stpeterline.com

Каюты А и В класса бывают 2- и 4-местными, причём количество возможных пассажиров  никак не сказывается на стоимости «номера». Если вы выбираете размещение на 3-4 человек, в вашей каюте будут верхние полки, если едете вдвоём – оба сможете разместиться на нижних кроватях. Есть лишь одно исключение – 2-местные каюты класса В2V, о которых мало кто знает. Их расценок даже нет в официальном прайс-листе, эти загадочные три буквы проскальзывают лишь в спецпредложениях компании. На самом деле В2V – это половина обычной каюты класса В. Две кровати расположены одна над другой, площадь «номера» вдвое меньше, но при этом сохраняются все прелести стандартных кают В. Кстати говоря, частенько такой вид размещения предлагается для одиночных пассажиров. Что касается стоимости В2V, обычно она не отличается от традиционного В класса, однако во время спецпредложений St.PeterLine всё-таки скидывает цены на такие урезанные по площади каюты и они получаются дешевле стандартных В «номеров».

2-местная каюта класса B2V
Фото с naparome.ru

Самые популярные среди путешественников – каюты В. Их вполне реально приобрести за несколько недель, а то и дней, до отправления. Кроме того, В класс – это размещение во внутренней части судна, что делает такие каюты самыми тихими в ночное время, там не слышно ни двигателей (как в Е классе), ни скрежета льдин об обшивку парома (как в каютах с окном). Именно в В классе мы и совершили свой круиз до Хельсинки, но об этом чуть позже.

Особо нужно заострить внимание на покупке отдельного места в каюте, что предусмотрено в классах В и Е. Такое размещение является наиболее выгодным для путешествующих вдвоём. Но надо учесть, что места продаются исключительно в мужских или женских каютах, а это значит, что пара с ограниченным бюджетом поездки по умолчанию будет разведена по разным «номерам». Кроме того, место в каюте можно приобрести лишь на поездку в одну сторону (отдельно «туда» или «обратно»), на круизы данный вариант не распространяется. То есть, если вы планируете совершить круговое плавание, придётся выкупать целиком каюту вне зависимости от того, едете ли вы один или с компанией.

Прихожая в каютах класса А, В или Е
Фото с stpeterline.com

Ванная комната в каютах класса А, В или Е
Фото с stpeterline.com

Ну, а теперь о моём путешествии в Финляндию по морю!

Началось всё с прибытия на терминал Морской вокзал, откуда «Принцесса Мария» отправляется в своё балтийское плавание. Рядом со зданием «Вокзала» организовано две парковки: платная и бесплатная. Первая находится прямо у входа в терминал и является охраняемой, вторая парковка расположена перед первой и представляет собой обычную открытую площадку для стоянки автомобилей. Какой из них пользоваться – решать вам.

Разобравшись с парковкой, мы направились в здание Морского вокзала для прохождения регистрации на рейс (check-in), которая начинается за 4 часа до отправления парома, а заканчивается за час. Однако практика показала, что пассажиров регистрируют вплоть до окончания очередей, коих там несколько. Самая короткая – в окошко для путешествующих в VIP-каютах, другие длинные – для «простых смертных». Окна подразделяются по названиям турфирм, в которых были приобретены билеты. Разнообразия не наблюдается: есть пара табличек конкретных компаний, а над остальными окнами так и написано «другие турфирмы». Вспоминайте, кто продавал вам круиз, и выбирайте нужную очередь!

Мы простояли в очереди около 30-40 минут, после чего в окне регистрации нас попросили предъявить загранпаспорта и лица пассажиров, заявленных в бронировании. Сейчас личное присутствие всех путешествующих является необязательным, однако их паспорта всё же необходимо будет предъявить для регистрации на рейс.

Также надо сказать о различии в процедуре check-in для круизных пассажиров и для тех, кто купил отдельные билеты «туда» и / или «обратно». Если вы отправляетесь в круиз, то, зарегистрировавшись при первой посадке на паром, на обратном пути этого делать уже не придётся. Вы как бы выкупаете каюту на полтора суток, и на это время она закрепляется за вами. Личные вещи, кстати, тоже можно там оставить. Однако, будучи обладателем двух отдельных билетов («туда» или «обратно»), вы совершаете две разные поездки, и поэтому регистрироваться нужно каждый раз перед посадкой на паром.

После регистрации пассажирам необходимо пройти таможню и паспортный контроль. Тут всё намного проще и быстрее, чем это обычно бывает в аэропорту! Для ускорения прохождения всех контролей, поток пассажиров пускают и через вход, и через выход к парому, всё равно других рейсов на Морском вокзале в это время нет. Таможня представляла собой лишь обычную прокатку багажа по ленте, личного досмотра с металлоискателем не устраивают. Паспортный контроль тоже простой и быстрый.

Пройдя все необходимые контроли, мы отправились в портовый магазин беспошлинной торговли Duty Free. Надо сказать, он оказался немного дороже, чем его паромный аналог, да и разнообразием товаров похвастаться не мог. Но всё это стало неважным, когда выяснилось, что по правилам St.PeterLine на борт запрещается проносить еду и напитки (особенно алкогольные). Причём вы можете не пытаться спрятать покупки «поглубже в сумку», разве что распихать по карманам и капюшонам. А вот багаж надо оставить «чистым», потому как при входе на паром его снова (!) будут просвечивать. Нам, правда, удалось пронести некоторые продукты и обычные напитки, но за алкоголем контроль особенно жёсткий, так что с этим рисковать никому не советую. Кроме того, в вашем багаже не должно быть кипятильников и миниатюрных дорожных утюжков. Все изъятые во время контроля вещи помещаются в камеру хранения парома и возвращаются пассажирам только после окончания круиза. Однако для путешественников с детьми правила несколько смягчены: таким пассажирам разрешено проносить на борт детское питание и напитки.

В остальном же на «Принцессе Марии» встречают по-королевски: вежливыми улыбками и живой музыкой. Как писали потом в Интернете, перед нашим рейсом играли мелодию из «Титаника», хотя я такого не припомню))) Сам паром выглядел вполне по-европейски, однако «российские» проблемы не заставили себя долго ждать! При регистрации на рейс каждому из нас выдали картонные посадочные талоны, которые по штрих-коду проверили при входе на судно. Эти же талоны являются и ключами от каюты, однако у большинства пассажиров они не работали. Поэтому я советую сразу после входа на паром идти на ресепшен, который расположен тут же, в холле, и просить нормальный пластиковый ключ-карту. Кроме этого, мне бы хотелось заранее предупредить пассажиров, которые путешествуют с увесистыми сумками: будьте готовы к тому, что в петербургском порту вам предстоит взбираться на борт парома по довольно крутому трапу. Так что или облегчайте свою ношу или… ходите в спортзал перед тем, как отправиться в плавание на суднах St.PeterLine))

Фото crazy-traveller.ru

Взобравшись на борт парома, мы поспешили осмотреть наши хоромы. В целом оказалось не так плохо, как мы ожидали. В каютах было всё самое необходимое для двухдневного круиза: очень удобные кровати с качественным постельным бельём, прикроватная тумбочка, открытый шкаф с «плечиками», стол с зеркалом и пуфик. Вне зависимости от класса, во всех каютах имеется также ванная комната с туалетом, а каждому пассажиру полагается по два полотенца. Из недостатков можно отметить неработающие розетки в ваннах, шумный кондиционер в некоторых «номерах» и отсутствие фена в обычных каютах (в отличие от люксов). Как потом выяснилось, фен можно взять на ресепшене под залог за дополнительную плату в 2 евро на все время путешествия.

 Фото crazy-traveller.ru

Круиз Петербург – Хельсинки – Петербург

Отплывая от Петербурга, мы стояли на открытой палубе и с интересом рассматривали  всевозможные портовые интересности: краны и подъёмники, контейнеры и ангары для хранения грузов, портовые железные дороги и большие грузовые суда. В общем, любителям такого рода вещей должно быть очень интересно! Этакое пособие для обучения на факультете портовой техники) Было, правда, и некоторое количество не очень презентабельных видов, но об этом я, пожалуй, умолчу. Сами всё увидите)))

Оба фото crazy-traveller.ru

После того как стемнело и на открытой палубе заметно похолодало, мы пошли осматривать «Принцессу» изнутри. Поскольку это был один из первых круизов, очень много полезной площади парома ещё никак не использовалось, а последние штрихи добавляли уже «по ходу пьесы». Так, например, при нас дочинивали двери лифта на одном из этажей))) В общем, всё выглядело красиво и с претензией на паром для принцессы (Марии), но очевидно, что в плавание его выпустили явно раньше времени. Хотя сейчас, судя по отзывам, паром уже полностью упакован и укомплектован!

Фото crazy-traveller.ru

Сначала расскажу немного о насущном, а именно о питании на пароме. Существует несколько вариантов этого действа:

  • организованная программа питания: оплаченная заранее при покупке тура или при регистрации на рейс (это дешевле) или купленная прямо на борту (это дороже). Завтраки предлагаются как в виде шведского стола, так и «a’la carte», ужины могут быть только на шведском столе, в продаже также имеются «drink-ваучеры» (по названию понятно, что это такое)));
  • спонтанное питание, когда вы можете просто так прийти в один из ресторанов, кафе или баров и сделать заказ;
  • ну, и чаёк с кипятильником и голубцы из сумки-холодильника никто пока не отменял))) И не смейтесь, на самом деле так делают очень многие, особенно бюджетные путешественники, к коим я отношу себя и большинство своих читателей)

Один из ресторанов парома
Фото crazy-traveller.ru

Что касается развлечений на борту, то их более чем достаточно: казино, кино, бары и рестораны, сауна c бассейном, тренажёрный зал, детский клуб и прочие радости. Выбирайте, что вам больше нравится! Например, в паромном кинотеатре каждый вечер можно посетить три сеанса: первый детский (мультики), два других — фильмы для взрослой публики (не подумайте ничего пошлого!), стоит это удовольствие 5 евро за билет. А вот насладиться финской сауной с бассейном (для маленьких пассажиров — отдельным детским) можно как вечером (до 22-23 часов), так и с утра пораньше (с 6-7 часов); 90 минут такой радости обойдётся в 10 евро с человека, а для детей до 12 лет в сопровождении родителей и вовсе бесплатно.

Ещё одним немаловажным для россиян «развлечением» на пароме является магазин беспошлинной торговли (Duty Free), который работает в период 20:00-02:00 вечером и с 7 утра до прибытия в Хельсинки, а также в промежутке 19:00-01:00 и с 8 утра до прибытия в Петербург. Надо сказать, что паромный Duty Free, в сравнении с его аналогом на Морском вокзале, нам понравился больше, как по ассортименту, так и по ценам. Кроме того, в наличии имеются и другие магазины беспошлинной торговли с одеждой и электроникой, однако они будоражат умы и сердца пассажиров на порядок меньше, чем традиционный продуктово-алкогольный Duty Free.

Но давайте вернёмся к более традиционным развлечениям! Около 10 часов вечера в панорамном баре «Колумбус» стартует шоу-программа в исполнении артистов Мюзик-холла. Какие-то номера нам совсем не понравились, другие – наоборот, но в целом было красиво, ярко и даже с юмором (меня покорили танцоры в трусах с сердечками)))

После представления начинается всеобщий отрыв на танцполе, который ещё недавно служил сценой. Во время нашего круиза по началу было немного грустно, диджеи ставили музыку «а-ля 80ые», ну, и публика танцевала соответствующая. Однако через какое-то время подтянулось больше молодых и активных пассажиров, и ритмы сменились на более современные. К своему великому сожалению, я не имею возможности сравнить дэнсинг на пароме St.PeterLine с аналогами на европейских суднах: когда мы плавали на Silja Line, я ещё ходила «пешком под стол», а не на танцы)) Но на «Принцессе Марии» по дороге в Хельсинки мне вполне понравилось! Причём это был конец апреля, то есть ещё достаточно холодно, а вот летом, в жаркую погоду, танцпол перемещают на открытую палубу с бонусом в виде заката солнца. Вот где начинается настоящий отрыв!!!

Выступление Мюзик Холла в панорамном баре Columbus
Фото crazy-traveller.ru

На утро пассажиров будят по громкой связи за полтора часа до прибытия. Нам также сообщили, что паром отплывёт из Хельсинки на час раньше, чем было заявлено в расписании. Как я потом читала в Интернете, всех якобы обзванивали или уведомляли по sms об изменении в расписании, однако мы ничего подобного не заметили, а многие пассажиры жаловались, что чуть не опоздали на обратный рейс! Так что на всякий случай советую уточнять время отплытия в Петербург на ресепшене перед выходом с парома.

На процедуру прохождения паспортного контроля в Хельсинки можно не торопиться. Мы вышли из каюты через час после прибытия и всё равно стояли в очереди ещё минут 40. Финны расспрашивали всех слишком дотошно, хотя и так было ясно, что 80% пассажиров уплывут вечером на том же пароме. По информации с официального сайта St.PeterLine выход в Хельсинки заканчивается в 10:30, но на самом деле никого из желающих сойти на берег на борту не оставят)

Вид на Хельсинки с верхней палубы парома «Принцесса Мария»
Фото crazy-traveller.ru

О прогулке по столице страны Суоми я уже рассказывала в одном из предыдущих постов, поэтому сегодня об этом умолчу и сразу перейду к повествованию о нашем возвращении на родину)

Безумно замерзнув в Хельсинки (в конце апреля месяца!), мы вернулись к морскому терминалу очень заблаговременно, хотя могли и задержаться, так как регистрацию на обратный путь в случае покупки круиза проходить не нужно. Оставалось лишь поставить выездные штампики в паспорта и пройти таможенный досмотр. Посадка на паром в Финляндии начинается в 15:30 и длится до 18:30 (по версии официального сайта) или до последнего пассажира, как происходит на самом деле.

Отплывать из столицы страны Суоми было намного приятнее, чем из Петербурга: окрестности хельсинского порта явно выглядели более ухоженно и презентабельно. Расстроило только одно – по громкой связи объявили, что прибытие в Петербург внезапно передвинуто на 1,5 часа вперёд. Это, безусловно, было очень «логично», учитывая, что из Финляндии мы отправились на час раньше! На вопрос о причинах столь странного изменения в расписании мы получили стандартный ответ про «плохие погодные условия». Однако я знаю, что в холодное время года аналогичные ситуации действительно случаются довольно часто. Так что всем любителям зимних путешествий надо быть готовым к такому развитию событий.

Оба фото crazy-traveller.ru

Во второй вечер на пароме было явно более шумно, весело и суетно. Много народу гуляло по палубам и толпилось в очереди на ужин (ресторан, где организован ужин, в 9 вечера закрывают на получасовой перерыв). В 10 часов в панорамном баре снова проходила шоу-программа, точно такая же, как была на пути в Хельсинки, однако сейчас, говорят, представления отличаются. Дэнсинг, последовавший за выступлением артистов, и вовсе оказался унылым зрелищем — танцпол практически пустовал. А нам, как самым активным, пришлось растанцовывать пожилую эстонскую пару, от чего прибалтийские соседи были просто в шоке)))

Фото crazy-traveller.ru

По прибытии в Петербург мы очень торопились сойти на берег, поэтому не стали ждать, пока очередь на паспортный контроль закончится сама собой, и спустились к выходу минут за 15 до предполагаемого прибытия. Весь холл у ресепшена был заполнен: пассажиры толпились с огромными сумками и ждали непонятно чего, кроме того, было ещё и очень душно! Выпускать всех начали примерно через пол часа после намеченного времени прибытия в Петербург. Паспортный контроль работал по-прежнему быстро и чётко, однако от очередей это не спасло. Таможенный досмотр как и раньше был формальным.

В заключение скажу, что паром оказался лучше, чем я ожидала, но вместе с организацией всего круиза в целом хуже, чем европейские аналоги. Однако по тем ценам, которые предлагаются во время рекламных акций, такая поездка может стать очень неплохим вариантом для откатки визы или просто смены обстановки на пару дней. Так, например, мы заплатили 100 евро за весь круиз в двухместной каюте В класса, а в последнее время стали популярны распродажи аналогичных четырёхместных кают по 199 евро. Так что при желании всегда можно поймать выгодные тарифы и скататься в круиз до Хельсинки и обратно.

И по традиции фото меня на фоне того, о чём я писала сегодня…

Блогоавтор на пароме «Принцесса Мария»

P.S.: Обращаю ваше внимание на тот «прекрасный» факт, что частенько каюты заранее выкупаются турфирмами, а значит, в свободной продаже может не быть того, что будет у туроператоров и в агентствах.

P.S.S.: автор данной статьи не несёт ответственности за изменения в правилах, расписании и прочих глюках компании St.PeterLine, которые происходят чуть ли не каждый день, ибо даже информация, полученная от самих пассажиров, частенько расходится с той, что представлена на официальном сайте парома «Принцесса Мария».

Читать также:
Хельсинские полезности (+ фото!): как добраться, городской транспорт, must visit
Паром Петербург-Хельсинки: что нового на пароме и в столице Финляндии (+ фото!)
Паромные компании Северной Европы

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
6 комментариев
  1. Вадим:

    Спасибо Вам за этот блог. Очень интересно читать, замечательное повествование и много нужной информации. 5 + !!!

  2. Марина:

    Виктория, спасибо за рассказ. Мы только собираемся плыть. Прочитав, узнала много для нас дельного и полезного.

    • Здравствуйте, Марина!
      С тех пор, как я написала этот пост, многое изменилось. В компании Ст.Петерлайн вообще всё постоянно меняется, даже не уследить за всеми нововведениями, особенно учитывая то, что большинство из них малоприятные и не очень логичные. Впрочем, о самых неприятных я собираюсь написать в ближайшее время. Пока не решила, в каком формате будет эта информация — пост в блоге или минипост в группе блога ВКонтакте (http://vk.com/crazytraveller), посмотрю, как получится по объёму. Так что, возможно, ещё успеете перед круизом узнать «последние известия» от Ст.Петерлайна)

  3. Elena:

    А что кипятильник у вас не отобрали?

    • Здравствуйте, Елена!
      Нет, кипятильник не отобрали. Их было два (на случай, если отберут один), мы разложили их по карманам разных пассажиров из нашей компании и в таком формате проходили на корабль. Так как верхнюю одежду снимать не просят (это не аэропорт) и по сути рамка-металлоискатель не работает (или просто «пищит» на всех и на это не обращают внимание), то никто даже не узнал, о том, что мы пронесли на борт в карманах курток.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>