Будапешт – непризнанная жемчужина Европы

#travel #budapest Когда-то я променяла Париж на Будапешт и, знаете, ещё ни разу об этом не пожалела! Да-да, так оно и произошло шесть лет назад, когда мы выбирали очередную страну для путешествия. Претендентов почему-то было всего два: Будапешт и Париж. И тогда я со своей сумасшедшей юношеской любовью к Восточной Европе сказала, что ехать надо только в Венгрию. С тех пор на свидание с Эйфелевой башней так и не попала, но Будапешт понравился мне настолько, что сожалений нет и в помине!

Кстати говоря, то путешествие было моей последней поездкой через турфирму, не считая пляжных греческих туров, которые в самостоятельном виде обычно получаются дороже. Впрочем, о битве между турпутёвками и самопутешествиями мы ещё поговорим чуть позже, а пока перенесёмся на берега Дуная в великолепный город Будапешт, столицу Мадьярской страны, иначе говоря, Венгрии!

Для меня остаётся загадкой, почему Будапешт до сих пор не наводнили толпы туристов, и Венгрия не встала в один ряд с той же Чехией, столь популярной среди европейских путешественников. Хотя, возможно, это идёт на пользу городу, ведь известная поговорка гласит «меньше туристов – больше кислорода» =) Гулять по Будапешту очень приятно и спокойно, а посещение главных достопримечательностей не превращается в их штурм или многочасовое стояние в очередях *пользуясь случаем, я бы хотела передать привет Парижу!*

Вообще Будапешт мне понравился больше Праги, которую мы посетили двумя годами ранее. Причём я сама не могу объяснить, как так получилось!? Оба города очень красивы, величественны и в обоих родная для русского человека атмосфера. Однако с Будапештом всё сложилось как-то проще и лучше. У нас была маленькая туристическая группа, около 10 человек; замечательный гид Габриэла, номер которой я храню в телефоне до сих пор (а вдруг ещё когда-нибудь вернусь в Венгрию))); больше свободного времени (тогда-то я и начала отрываться от гидовской юбки))) и опять же отсутствие толп туристов. Словом, в Будапеште дышалось как-то легче и свободнее, даже, несмотря на 35-градусную жару! Да, и вот ещё что – это была моя первая поездка с цифровым фотоаппаратом)))

Впрочем, давайте уже перейдём к путешественническим полезностям, а то что-то я разболталась со своими воспоминаниями!

Как добраться?

Начнём с транспорта, а точнее перелётов до Венгрии. Вообще Будапешт редко фигурирует в сводках распродаж европейских авиакомпаний, однако иногда всё же удаётся найти выгодные предложения даже без объявления рекламных акций. Например, полубюджетная авиакомпания AirBerlin организует перелёты из Москвы и Петербурга от 165 евро за туда-обратно (без багажа, но с питанием на борту). Почему-то чуть дороже из обеих столиц предлагает лететь стопроцентный бюджетник AirBaltic, его цены на рейсы стартуют от 195 евро в оба конца (без багажа и питания и зачастую ещё и с долгой пересадкой в Риге, для любителей Прибалтики))) Но если уж платить дороже, тогда лучше выбрать прекрасную авиакомпанию Lufthansa, которая предложит улететь из Петербурга и Москвы по стоимости от 215 евро за туда-обратно (с багажом и вкуснейшим питанием). Есть также варианты из близкой к Петербургу Финляндии, например, из Хельсинки летают такие бюджетные авиакомпании, как Norvegian и Blue1 (прямые рейсы), и снова AirBerlin с AirBaltic (с пересадкой).

Где остановиться?

Про своё место обитания в Будапеште расскажу немного, ибо тот прекрасный отель, где мы жили, к сожалению, уже не существует. Однако дело его основателей продолжает жить! Это цепочка итальянских отелей Domina, большинство из которых расположено, как не трудно догадаться, на самом Аппенинском «сапожке», но есть также варианты в Прибалтике, Германии  и даже на египетском курорте Шарм-эль-Шейх. Кстати, именно в последнем «филиале» Domina когда-то отдыхала моя мама и осталась довольна, так что всем рекомендую!

А вот одна моя знакомая, недавно вернувшаяся из Будапешта, рекомендует отель Budavar Pension, расположенный в старом городе вблизи основных достопримечательностей. На выбор гостей предлагаются номера со всеми или почти всеми удобствами. Из плюсов отеля: бронирование без банковской карты, доброжелательный персонал, исправно работающий Wi-Fi. Среди минусов отмечен скромный завтрак и подъём по улицам-лестницам от ближайшего метро к отелю.

Финансы и их охрана

Особое внимание нужно обратить на валюту Венгрии. Поскольку страна ещё не перешла на евро, перед поездкой необходимо обзавестись венгерскими форинтами, имеющими обозначение HUF. Примерный обменный курс равняется 20 рублям за 100 форинтов.

Здесь же будет уместно поднять и вопрос безопасности. Бытует мнение, что из-за цыган, проживающих на территории Венгрии, преступность в стране находится на недостаточно низком уровне. Однако ничего подобного ни я, ни мои знакомые, побывавшие в Будапеште, не заметили. А вот сами венгры частенько обсчитывают путешественников, например, в ресторанах или такси, поэтому не ленитесь и обязательно проверяйте все выставляемые вам чеки. Кроме того, всегда нужно быть внимательными в местах большого скопления людей, возле основных достопримечательностей, да и по улицам ходить не зевая. Держите оригиналы документов в сейфе отеля, деньги и банковские карты ближе к телу, а сумку лучше всего одевать через плечо. И тогда будет вам венгерское путешественническое счастье)

На чём перемещаться по городу?

Транспорт Будапешта представлен в следующих вариациях: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, поезда в черте города, зубчатая железная дорога и кораблики по Дунаю. Есть также и чисто туристические виды транспорта, такие как фуникулёр на Будайском холме и канатная дорога на горе Янош. В тёмное время суток город обслуживают ночные маршруты автобусов.

Для пользования традиционным общественным транспортом вам могут понадобиться билеты следующих типов:

Single ticket (320 форинтов) – одноразовый проездной, действительный в течение одной беспересадочной поездки на автобусе, трамвае, троллейбусе, зубчатой железной дороге или в пригородных поездах. В метро по такому билету можно делать пересадки, однако подниматься наверх при этом не разрешается. Проездной действует с момента компостирования днём 60 минут, ночью – 120 минут.

Single ticket bought on the spot (400 форинтов) – аналогичен обычному одноразовому проездному, однако допускает проезд по водным линиям общественного транспорта, правда, только в рабочие дни. Приобретается при посадке.

10 piece discount coupon book (2800 форинтов) – книжечка из 10 одноразовых проездных.

Short section metro ticket (260 форинтов) – «короткий» проездной на метро, дающий право проезда максимум между тремя станциями в течение 30 минут после компостирования, при этом пересадки между линиями допускаются.

Transfer ticket (490 форинтов) – одноразовый проездной с возможностью делать пересадки и на наземном транспорте. Билет необходимо компостировать каждый раз при входе в транспорт. После первого компостирования срок действия составит 90 минут, после второго – 60 минут. На ночных маршрутах после каждого компостирования на поездку отводится по 120 минут.

24-hour travel card (1550 форинтов) – 24-часовой безлимитный проездной, дающий право пользования автобусами, троллейбусами, трамваями, метро, обычной и зубчатой железными дорогами, а также водным транспортом (только в рабочие дни). На билете необходимо указать дату активации (в четырёх больших квадратах подписать месяц — «hónap», день — «nap», часы — «óra», минуты — «perc»), как показано на картинке внизу.

Фото с сайта 2.bp.blogspot.com

24-hourgrouptravelcard (3100 форинтов) – 24-часовой безлимитный проездной, по которому может путешествовать группа максимум из 5 человек. Действителен с момента активации (подписывания).

72-hour travel card (3850 форинтов) – 72-часовой безлимитный проездной. Действителен с момента активации (подписывания).

7-day travel card (4600 форинтов) – 7-дневный безлимитный проездной, действителен с 12 часов ночи первого дня до 2 часов ночи восьмого дня. Билет именной, поэтому перед его использованием в соответствующую графу необходимо вписать имя и фамилию владельца, а также не забыть указать дату и время активации.

Право на бесплатный проезд имеют следующие категории пассажиров:
— дети до 6 лет (только в сопровождении взрослых);
— пожилые люди старше 65 лет;
— инвалиды по зрению и слуху, а также лица их сопровождающие.

Приобрести проездные можно в специальных автоматах на остановках общественного транспорта, в кассах метро, на железнодорожных и автобусных вокзалах города, в газетных киосках или на почте.

На туристических видах транспорта действуют другие виды проездных, которые можно приобрести только при посадке.

Для фуникулёра:
— Single ticket (840 форинтов на взрослого, 520 форинтов на ребёнка) – билет на поездку в одну сторону;
— Return ticket (1450 форинтов на взрослого, 940 форинтов на ребёнка) – билет на поездку туда-обратно.

Для канатной дороги:
Chairliftsingleticket (800 форинтов на взрослого, 500 форинтов на ребенка) – билет на  поездку в одну сторону;
Chairliftreturnticket (1300 форинтов на взрослого, 750 форинтов на ребёнка) – билет на поездку туда-обратно.

На фуникулёре и канатной дороге детьми считаются маленькие путешественники в возрасте от 3 до 14 лет.

Более подробную информацию о работе городского транспорта в Будапеште можно найти на сайте bkv.hu

Существуют также комбинированные транспортно-музейные карты Budapest Card сроком действия на 24, 48 и 72 часа стоимостью 3900, 9900 и 7900 форинтов соответственно (не удивляйтесь, карта на 48 часов действительно стоит дороже всего). Однако, на мой взгляд, такие карты вряд ли пригодятся тем, кто не любит организованных экскурсий и походов в зоопарк. Более подробную информацию о BudapeshtCardможно найти на их официальном сайте, кстати, там же карты продаются с небольшой скидкой.

Что посмотреть? Список «Must visit»

Не так давно (всего-то 140 лет назад!) на месте современного Будапешта существовало целых три самостоятельных города – Буда, Обуда и Пешт. Теперь все они входят в состав единой венгерской столицы, но каждый из них до сих пор сохранил свою уникальность.

Начнём, пожалуй, с Пешта, который расположился на пологом левом берегу Дуная. Его главными достопримечательностями являются:

— Великолепное здание Венгерского Парламента (Országház), краше которого во всей стране и не сыщешь! Его можно рассматривать часами со всех сторон: с противоположного берега Дуная, с близлежащих мостов или из расположившегося поблизости парка. Особенностью здания является его строительный материал – известняк, который пачкается слишком быстро, поэтому Парламент постоянно находится в состоянии очистки: по очереди в «леса» одевают разные его части. Кстати, по этому поводу в Венгрии есть хорошая шутка. Говорят, что самым богатым человеком страны является тот, кто чистит здание Парламента: как только его отбелят со всех четырёх сторон, можно приниматься за работу снова, ведь первая сторона уже успевает испачкаться)))

— Практически около Парламента на небольшой зелёной площади Vértanúk tere (точнее это сквер!) расположен оригинальный памятник – мужчина, стоящий на мосту через пруд. Это Имре Надь, занимавший пост венгерского премьер-министра в 50-х годах, но потом объявленный «изменником родины» с самым суровым наказанием за свою деятельность. Вероятно отсюда пошло и название этого места, которое переводится как площадь Мучеников.

Мужчина на мосту, а точнее на площади Мученников
Фото с сайта budapest-foto.hu

 Кстати, неподалёку отсюда на площади Свободы (Szabadság tér) расположен памятник другим «мученикам» – советским воинам, павшим в боях за Будапешт во время Второй мировой войны. Приятно было увидеть, что память наших предков ещё где-то чтят в этой стране, поскольку так происходит далеко не во всей Венгрии и потом я об этом напишу.

— Если пройти ещё дальше за площадь Свободы, то вы выйдете к базилике Святого Иштвана (Szent István-bazilika). Это не только один из красивейших, но и самый большой собор города: его высота составляет 96 метров, кстати, такая же, как и здания Парламента! А на купол базилики, говорят, можно подняться и обозреть оттуда почти весь Будапешт.

— Немногие знают, что в в венгерской столице находится крупнейшая синагога Европы, она так и называется Большая синагога (адрес — Dohány utca 2). Здание впечатляет как снаружи, так и изнутри, а во дворе установлена металлическая плакучая ива, на листьях которой выбиты имена всех погибших в Венгрии во времена холокоста.

— Познать настоящую жизнь города можно только на рынке, поэтому дальше зайдём на Центральный рынок Будапешта (Vásárcsarnok), а от него уже рукой подать до Будапештского Университета имени Корвина (Budapesti Corvinus Egyetem) *туда нам даже удалось зайти.. ну так, просто, ради любопытства!*

— Отдельно нужно сказать о набережной Дуная со стороны Пешта, ибо гулять по ней – одно удовольствие. Кстати, там же находится самый забавный памятник в Будапеште – очаровательная статуя Маленькой принцессы (Kiskiralylany), которая больше смахивает на принца, беззаботно сидит на перилах, отделяющих трамвайные пути от тротуара. Для ориентира — площадь Vigadó tér и великолепное здание концертного зала Вигадо.

Из того, что осталось на этой стороне Дуная, стоит упомянуть…

Площадь героев (Hősök tere), куда ведёт самый парадный проспект Будапешта, Андраши (Andrássy út). В центре площади расположен мемориальный комплекс, посвящённый тысячелетию обретения родины, со статуями всех правителей Венгрии, начиная с IX века.

— С площади можно войти в главный городской парк Варошлигет (Városliget), где находится ещё одна «порция» достопримечательностей Будапешта. Это и замок Вайдахуняд, вобравший в себя архитектурные стили разных эпох (от романского до барокко), во дворе которого расположен памятник Анониму, впервые записавшему историю венгерского народа; и знаменитая термальная купальня под открытым небом Сечени; и цирк, и зоопарк и ещё много чего интересного.

От пологого Пешта к холмистой Буде через Дунай перекинуто несколько мостов. Самыми знаменитыми из них являются три моста.

Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd), ставший первым постоянным мостом Будапешта и по совместительству одной из главных его достопримечательностей.

Мост Свободы (Szabadság híd), который по моему личному мнению является самым красивым в Будапеште.

Мост Эржебет (Erzsébet híd), названный так в честь королевы Елизаветы Баварской, ведь на венгерском языке её имя звучало как Эржебет. Кстати, в народе этот мост окрестили Белым из-за его цвета.

Есть на Дунае и остров, называемый Маргит (Margit-sziget), что означает «остров Маргариты». Когда-то на нём располагался монастырь, куда король Венгрии обещал отдать свою дочь, если страна избавится от набегов монгол. Нашествия прекратились, а на острове появилась новая монахиня голубых кровей, и звали её Маргарита. Сейчас на Маргит располагается парк с небольшим зоопарком, спортивный комплекс со стадионом и развалины монастыря.

Но давайте скорее перейдём на противоположную сторону Дуная и прогуляемся по великолепной Буде! Признаюсь, эта часть города мне понравилась намного больше, она и красочнее (во многом благодаря видам, открывающимся оттуда), и интереснее, в ней даже есть немного мистики. Основные достопримечательности Буды расположены на двух холмах – Будайском и Геллерт. Начнём, пожалуй, с первого, тем более что там всё расположено очень компактно и на осмотр этого «комплекта» уйдёт максимум полдня!

Базилика Святого Матьяша (Mátyás-templom) – потрясающий готический храм красивый не только снаружи, но и внутри.

Рыбацкий бастион (Halászbástya), на месте которого в Средние века располагался рыбный рынок, отсюда и название. Это место является одним из самых популярных среди туристов и, без сомнения, одним из самых красивых во всём Будапеште! Да, и виды на город отсюда тоже потрясающие!

Королевский дворец (Királyi-palota) – величественная и необъятная резиденция венгерских королей, где сейчас располагаются Музей истории города, Национальная галерея и Государственная библиотека.

Будайский фуникулер Шикло (Budavári Sikló) тоже является важной достопримечательностью и даже внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подняться по нему на Будайский холм можно от площади Clark Ádám, что находится прямо у съезда с Цепного моста.

Подземный Лабиринт — аттракцион, который произвёл на меня самое сильное впечатление. Страшно, но очень классно! Освещения там практически нет, но зато есть множество переходов, статуй, укромных уголков (в которых может висеть чья-то каменная голова), наскальные рисунки и… фонтан с настоящим венгерским вином, пить которое, правда, не рекомендуется.

Второй холм Буды называется Геллерт (точнее даже гора Геллерт), он не менее интересен, но зато менее посещаем туристами, что вам только на руку!

— Восхождение на Геллерт стоит начать от одноимённого отеля, где перед долгой и тяжёлой дорогой на гору можно расслабиться в старинных термальных купальнях (как открытых, так и закрытых)!

— Первой остановкой на пути станет крохотная церквушка (Gellérthegyi Sziklakápolna), оборудованная прямо в скале, в одной из множества жилых пещер, некогда расположенных в горе Геллерт.  Кстати, на горе, прямо над церквушкой установлен крест, к которому можно подняться и обозреть шикарные виды на Будапешт.

— Дальше вас ждёт приятный парк с не очень приятными крутыми подъёмами в горку, в награду за прохождение которых вы получите ещё более прекрасные виды на город и статую Свободы (Szabadság-szobor) в придачу. Вообще этот монумент установили в честь освобождения Венгрии Советской армией во время Второй мировой войны, но после распада СССР фигуру воина-освободителя убрали, а имена героев стёрли. Печально(

— И, наконец, памятник человеку, в честь которого и названа гора — памятник епископу Геллерту (Szent Gellért-szobor), сброшенному с холма язычниками за проповедование христианской религии. Теперь Святой Геллерт является одним из покровителей Будапешта и взирает на город с горы, названной в его честь.

Напоследок посетим и третий город, который располагался на месте современного Будапешта – Обуду. Здесь, надо признать, не так уж много интересного, но всё-таки пару милых достопримечательностей найдётся…

— Скульптурная композиция «Гуляющие под дождём«, расположенная на площади Фё (Fő tér), рассказывает о женщинах, ожидавших своих мужей с фронта.

«Гуляющие под дождём» на площади Фё
Фото с сайта marsorokina.livejournal.com

Развалины римского города Аквинкум (Aquincum), который во II веке нашей эры  занимал большую часть Обуды. К сожалению, римляне ушли с этих земель в конце IV века нашей эры и больше не возвращались.

Наиболее сохранившаяся (!) часть римского города Аквинкум
Фото с сайта memarchoabudapest.com

На этом, думаю, программа «Must visit» по Будапешту завершена. К ней остаётся лишь добавить «Must do«:

— Прокатиться на водном трамвайчике по Дунаю, желательно два раза – днём и вечером, когда уже стемнеет;
— Провести как минимум полдня в потрясающих купальнях Сечени (как альтернатива – купальни в отеле «Геллерт»);
— И по традиции при посещении замка Вайдахуняд не забыть потереть бронзовую ручку летописца Анонима, нашептать ему на ухо своё заветное желание (вернуться в Будапешт?), чтобы летописец его записал и исполнил.

Это всё на сегодня, но не навсегда! Надеюсь больше не пропадать так надолго! До скорой встречи)

P.S. в данном посте я разместила фотографии только тех красот, которые не видела своими глазами. А вот впечатления моего фото-глаза – это будет уже совсем другая история. Продолжение следует…

P.P.S. Все цены указанные в данном материале действительны на момент его публикации.

Читайте также:
Венгрия: что посмотреть вокруг Будапешта?
Чем полакомиться в Венгрии?
Путешествие в страну мадьяр, часть 1 (фотоотчёт)
Путешествие в страну мадьяр, часть 2 (фотоотчёт)

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
12 комментариев
  1. Денис ПитероСургутский):

    Пошел покупать себе чемодан…в дорогу естественно!)Все здорово описано Виктория,впрочем-как и всегда!

  2. Лилия:

    Да, Будапешт — это чудо! Жила там 2,5 года и была последний раз в марте (ездили сами 3 дня в Будапеште, 3 дня в Вене). Статуя мужчины на мосту — это памятник Имре Надю Описание достопримечательности Статуя Имре Надю:

    «Статуя изображает человека в плаще и шляпе, который стоит на небольшом мосту и смотрит задумчиво вдаль. Посвящена Имре Надю, избранному премьер-министром во время восстания в 1956. Был арестован советскими войсками, казнен и похоронен в общей могиле. В 1989 его прах был перенесен во время специальной церемонии на площадь Героев.»
    И еще к обязательному — вечерне-ночной Будапешт, набережные с подсветкой, кораблики. Очень красиво!

    • Лилия,
      спасибо большое за рассказ об этом памятнике, мне никак не удалось найти о нём более или менее достоверную информацию.
      Про ночной Будапешт Вы правы, хотя вообще любой город надо смотреть в двух состояниях: при свете дня и под покровом ночи. Обычно оказывается, что это два разных города.

  3. Dima:

    Замечательная статья, прочитал и многое узнал для себя. Да и поехать как-то захотелось, на все самому посмотреть )

  4. Ирина:

    Спасибо большое за такую интересную статью. Тоже очень люблю Будапешт.
    Кстати, «мужчина на мосту» — это Имре Надь, он был премьер-министром Венгрии в пятидесятых годах.

  5. Рой:

    Читал с упоением и выделением «слюны» про ваш Будапешт осенью… А теперь, с приходом ВиззАйр в РФ, ваши заметки стали актуальны, как никогда! Пора, пожалуй, перечитать их заново, ибо билеты Внуково-Будапешт уже в кармане )))

    • Добрый день!
      Оооо, я и не подумала о том, что теперь мои венгерские посты станут такими полезными))) Да, вы правы, ВиззЭйр помог) Рада за Вас и немножко завидую.. ээх.. в Петербург бюджетники придут еще нескоро(( А Вы рассказывайте потом, как съездили в Будапешт) Хорошего путешествия!

      • Roy:

        Виктория, спасибо за пожелания )) КМК, даже с учетом ночного плацкарта до Москвы, цена весьма сладкая, и Вы тоже можете присоединиться ))) Ну и раз уж про бюджетников, то как же AirOne? Питер все же был первым, это уж потом изики пришли… )))

        • Ну, я не сторонник мучений в плацкарте, потом переездов до аэропорта, плюс к этому надо прибавить питание в пути до Москвы и доп.время от отпуска. На мой взгляд, оно того не стоит. Что касается AirOne, то Вы видели сейчас его цены? Там 80 евро в один конец только! То есть по факту, он не бюджетник, а просто недорогая авиакомпания, но если учесть отсутствие багажа и питания, то можно сказать, что это обычная авиакомпания. Нужно рассматривать настоящие бюджетники, какой была Авианова и какими пока что являются ИзиДжет и ВиззЭйр в России.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>