Битва автобусов: Lux Express против Ecolines

#travel #lowcost #europe #russia #bus
После битвы лоукостеров, которыми петербуржцы обычно летают из стран Прибалтики, я решила продолжить воинственную тематику и устроить сражение двух перевозчиков, что доставляют нас к рейсам участников первой баталии. Итак, встречайте: автобусные лидеры Восточной Европы, Lux Express и Ecolines!

Признаюсь, мой опыт путешествий с этими перевозчиками неодинаков. Lux Express’ом я пользовалась неоднократно, тогда как с Ecolines один раз ездила совсем давно, а второй – совсем недавно. С другой стороны, сравнение должно получиться достаточно объективным, потому как рассматривать будем одно и то же направление – из Петербурга в Таллин и обратно. А надо сказать, что у обоих перевозчиков очень обширная карта маршрутов, но уровень сервиса серьёзно отличается в зависимости от страны!

Выбор типа автобуса и места

Lux Express продаёт билеты на конкретные места в конкретном типе автобуса: бюджетном Simple Express (в России до лета 2017), стандартном Lux Express или его vip-зоне Lux Express Lounge, суперкомфортабельном Lux Express Special (только на линиях из/в Москву), а также на рейсы своего скромного российского партнёра ПТК (он же РТК). Все автобусы одноэтажные и для каждого установлен определённый перечень услуг (Wi-Fi, планшеты, кофе-автоматы и т.п.).

Ecolines разделяет автобусы на Ecolines Estonia и Amron, но даже в рамках одного типа существуют вариации, и точного описания сервисов иногда не получить даже за пару дней до отъезда. Будет автобус одно- или двухэтажным, с включёнными в стоимость напитками или нет. Кроме того, в момент приобретения билета выбор места происходит на стандартной схеме салона, но если его заменят двухэтажным, то нумерация кресел будет уже другая. Напоминает покупку кота в мешке!

Напитки и питание в автобусах

Lux Express на всех маршрутах из/в Россию в стандартных автобусах бесплатно предоставляет бутылочку воды (0.5 литра) и горячие напитки (несколько видов кофе и чая, какао, кипяток), которые можно получить в любой момент, когда включён двигатель (и потому работает кофейный автомат). Однако питание предусмотрено только для пассажиров Lux Express Lounge (включено в стоимость билета), а для «простых смертных» его нет даже за доплату, поэтому обязательно берите с собой еду, ибо приобрести её во время остановок не успеете.

Ecolines в большинстве автобусов бесплатно предлагает только горячие напитки (несколько видов кофе, два сорта чая, кипяток), но после прохождения границы (как раз на остановке в Нарве) этот сервис фактически отсутствует: двигатель долго не работает и на разогрев воды кофе-автомату требуется 10-15 минут. Существуют также автобусы Amron, где чаще всего бесплатно предложат только кипяток (и то лишь при наличии у вас герметично закрывающейся кружки/термоса). Зато на подобных рейсах работает стюардесса, у которой можно приобрести горячие напитки и питание (по меню).

Комфортабельность автобусов

Если сравнивать стандартные автобусы Lux Express с Ecolines Estonia, получится такая картина.

Кресла

Lux Express – сиденья очень комфортные и достаточно места для ног; есть подлокотник между соседними креслами, а боковое ещё можно сдвинуть в проход; спинки откидываются сильно, что очень удобно для хозяина кресла, но создаёт дискомфорт для сидящего позади при использовании столика.

Ecolines – сиденья удобные, но менее комфортны, чем у конкурента, и места для ног чуть меньше; соседние кресла не разделены подлокотником, однако их можно раздвинуть; спинки откидываются, сохраняя удобство для всех пассажиров.

Температура в салоне

Lux Express – обычно в автобусе тепло, но если холодно или жарко, можно попросить водителя отрегулировать температуру.

Ecolines – зимой в автобусе холодно плюс дует из каких-то щелей, а отопление работает странным образом, однако постоянно отвлекать этой проблемой единственного водителя опасно.

Дополнительные сервисы

Lux Express – планшеты с музыкой, играми, фильмами и интернетом присутствуют в большинстве автобусов, а наушники выдаются бесплатно; напротив каждой пары сидений есть розетка (одна на двоих, поэтому советую везти тройник/размножитель).

 Ecolines также почти всегда предоставляет автобус с планшетами, однако наушники выдаются за доплату, поэтому пользуйтесь своими (разъёмы универсальные); тоже одна розетка на пару кресел, но расположена она неудобно под сиденьем, в темноте приходится искать на ощупь.

 Отмечу, что у обеих компаний автобусы оснащены постоянно работающими туалетами, а бесплатный Wi-Fi функционирует почти на протяжении всего пути, но бывают небольшие перебои со связью.

Что касается перевозчика Amron (партнёр Ecolines), то его автобусы, конечно, хуже Ecolines Estonia, но лучше, чем я ожидала! Сиденья стандартные, хотя спинки откидываются с трудом, зато места для ног чуть больше, чем у эстонских коллег. Wi-Fi и планшеты в наличии, наушники платные, но у каждой пары кресел уже по две розетки, правда, расположены они по-прежнему неудобно, под сиденьями. Единственный значительный минус – кофе-автоматы, которые или работают из последних сил, или вовсе отсутствуют (об этой ситуации я подробно написала выше). Мне, вероятно, повезло: попался автобус со всеми сервисами, если что – он был белым, а не жёлтым, как обычно у Ecolines.

 Водители автобусов

Lux Express всегда отправляет в рейс двух водителей, которые в связке работают намного эффективнее, чем один, не говоря уже о том, что это безопаснее (например, если одному станет плохо в дороге). В большинстве случаев они приветливы и общительны, всё объясняют и помогают при необходимости.

Ecolines поражает тем, что единственный водитель не только занимается своими прямыми обязанностями, но и выполняет приём и выдачу багажа, отвечает на вопросы пассажиров во время движения автобуса (вспомним о безопасности!), на остановках заправляет стаканчиками кофе-автомат, помогает разобраться в его работе или справиться с упрямыми креслами, что-нибудь чинит и т.д. и т.п. Неудивительно, что сделать всё необходимое он не успевает! И ещё иногда устраивает долгие незапланированные остановки в пути без объяснения причины.


Карта маршрутов Lux Express

Общая карта маршрутов всех филиалов Ecolines

Нормы багажа

 Lux Express помимо ручной клади официально разрешает провоз только одной единицы багажа с размерами не более 70*30*55 см и весом до 30кг (хотя этого никто не проверяет). По факту проехать с двумя чемоданами также можно без проблем, но во избежание лишних вопросов советую сделать две распечатки билетов, чтобы на каждую приклеить по одной багажной бирке.

 Ecolines щедро предлагает провезти аж три места багажа, общим объёмом не более 0.2 кв.метров (или 50*50*80 см) и весом до 30 кг. Однако у багажников двухэтажных автобусов физически нет такой возможности: учитывайте это, если при покупке билета нет точной информации об этажности.

Пункты отправления из Петербурга

 Lux Express недавно отменил остановку у  станции метро Балтийская (Балтийский вокзал), поэтому теперь отправление из Петербурга возможно только с автовокзала на Обводном канале, что создаёт сразу несколько неудобств. Из-за несовпадения расписания открытия метро и отправления первых автобусов не все пассажиры успевают добраться к ранним утренним рейсам, а доплата за такси может свести на нет всякую экономию. Кроме того, ближайшая станция метро расположена в 500 метрах от вокзала, преодолеть которые бывает непросто в холодное время года, особенно с маленькими детьми или большим багажом. Тем не менее ожидать отправления на автовокзале довольно комфортно: можно расположиться в тепле и при необходимости воспользоваться туалетами.

 Ecolines удобно расположил остановку в центре города в двух шагах от станции метро Пушкинская (Витебский вокзал). Однако ждать автобуса там приходится прямо на улице, а за необходимыми сервисами идти на вокзал, рискуя опоздать на свой рейс.

Цены и акции перевозчиков

В среднем цены обоих перевозчиков конкурентоспособны, и нельзя точно сказать, кто из них выгоднее. Всё зависит от конкретной даты и рейса: есть ли на него хорошие спецпредложения или акции.

 У Lux Express есть три варианта купить недорогие билеты:

 Компания часто проводит распродажи, приуроченные к праздникам или другим событиям, но иногда такое мероприятие можно поймать лишь впритык к нужной дате отъезда, поэтому лучше не рисковать и купить билет заранее.

 Традиционно несколько мест на каждом рейсе продаётся по специальной (красной) цене.

 В крайнем случае воспользуйтесь хотя бы скидкой 15% от обычной (чёрной) цены. Для этого зарегистрируйтесь в программе PINS по ссылке с сайта Lux Express, а затем при покупке билета укажите свой номер PINS для получения скидки. Правда, этот трюк работает только в течение года после регистрации, но ведь никто не запрещает его повторить!

Обратите внимание: у Lux Express цены на билеты в рублях обычно ниже, чем в евро, но при резком колебании курса может получиться и наоборот. При покупке в одну сторону или «туда-обратно» цена в один конец не отличается.

 Ecolines проводит акции намного реже конкурента, зато найти специальные цены на многие рейсы гораздо проще. Ещё чуть-чуть сэкономить можно, приобретая билеты в формате «туда-обратно»: по отдельности они будут немного дороже.

Обратите внимание: у Ecolines обычно выгоднее делать покупку в евро, хотя на некоторые отправления билеты могут быть дешевле в рублях.

Условия изменения и аннуляции билетов

Стандартные условия для билетов, купленных не по акциям, у перевозчиков таковы…

 Lux Express:

  • Изменение даты/времени (только на международных рейсах и без изменения маршрута/перевозчика) – первый раз бесплатно, потом по 2 евро/100 рублей плюс разница в цене.
  • Изменение пункта отправления/прибытия – невозможно.
  • Замена пассажира – 2 евро/100 рублей.
  • Аннуляция билета:
     более 24 часов до отправления – возврат 100% стоимости за вычетом сбора (1 евро/70 рублей);
     менее 24 часов до отправления – возврат 50% стоимости.

 Ecolines:

  • Изменение даты/времени (не позднее, чем за 24 часа до отправления) – бесплатно.
  • Изменение пункта отправления/прибытия (в рамках одного маршрута) – бесплатно, но с доплатой разницы в цене.
  • Замена пассажира (если билет не был оплачен бонусами) – с доплатой 10% от стоимости билета.
  • Аннуляция билета:
     в течение 12 часов после приобретения, если до отправления больше суток – 100% возврат стоимости;
     более 24 часов до отправления – возврат 80% стоимости;
     от 1 (через интернет – от 1.5) до 24 часов до отправления – возврат 50% стоимости.
Служба поддержки

 Lux Express предоставляет круглосуточную поддержку своим пассажирам. В дневное время вопросы решает российский офис компании, а ночью звонки переводятся в эстонский колл-центр, где тоже говорят по-русски. Да, и в обоих случаях операторы общаются вежливо и стараются максимально помочь.

 Ecolines готов отвечать на звонки клиентов только в рабочее время, в Петербурге с 8:00 до 22:00, в других городах немного иной график. При этом операторы часто не владеют необходимой информацией, но при этом запросто могут нахамить.

 Отмечу ещё, что у обеих компаний есть неплохая поддержка через официальные группы ВКонтакте, правда при наличии жалобы Ecolines отправит вас в специальный претензионный отдел, тогда как Lux Express тут же отвечает на все вопросы.

Умение извиняться перед клиентами

 Все помнят недавние серьёзные проблемы у Lux Express, которые, конечно, произошли не совсем по вине перевозчика, но всё-таки ощутимо затронули пассажиров. В качестве извинения компания предоставила лишь 50% скидку на следующую поездку, что в масштабе некоторых из доставленных неудобств выглядит сомнительно. Для сравнения: несколько лет назад после замены автобуса Lux на Simple мне удалось выбить себе два бесплатных билета по любому из прибалтийских направлений перевозчика, что было более чем шикарно.

 Ecolines подобных масштабных извинений не устраивает, но и здесь у меня не обошлось без приятных сюрпризов. После недавней поездки написала им на «жалобный» е-мейл отзыв-рекомендацию исключительно с позитивным настроем и совершенно неожиданно в ответ получила 50% скидку на следующую поездку в один конец по тому маршруту, о котором шла речь. Мелочь, а приятно!

***

В заключение скажу, что при прочих равных я предпочту Lux Express с его комфортными автобусами, массой гарантированных сервисов на борту и высокими стандартами обслуживания. Однако в тёплое время года не откажусь и от поездки с Ecolines, особенно если хороша цена или более удобное время отправления.

Добавлю сюда ещё ссылки на сайты обеих компаний: Lux Express и Ecolines. И посоветую покупать билеты только в офисах или на сайтах перевозчиков, дабы напрямую решать все возникающие вопросы и не переплачивать за услуги посредников.

Поделитесь и вы своим автобусным опытом и пишите комментарии, если я о чём-то забыла рассказать. Удачных всем путешествий!

Читать также:
 Бюджетные перелёты из соседних стран (для петербуржцев)
 Бюджетные перелёты из Таллина (инструкция по применению)
 Битва европейских лоукостеров: EasyJet против RyanAir
 Европейские автобусные проездные
 Моя история борьбы за права пассажиров

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Вы можете оставить комментарий, или трекбек с вашего сайта.
8 комментариев
  1. Сергей:

    Виктория, классный обзор. У Люкса, конечно, самые удобные автобусы (и одинаковые, что немаловажно). Но, увы, схема маршрутов немного потеряла актуальность — теперь Люксы не едут дальше Варшавы.
    Добавлю по Эколайнс. В настройках, при выборе страны на сайте, а также смены валюты, можно увидеть, что на первые три места действуют постоянные акции (с осени до конца весны, про лето пока сказать не могу), бывают порой билеты и по 1 евро. Например, страничка Латвии: ecolines.net/lv/ru. Также и по Эстонии, Литве, Польше…. Но Вы, кажется, уже этим пользовались. Кстати, на польской страничке частенько бывают суперские предложения из Варшавы. Да и перевозчиков у Ecolines, кроме его «самого», немало. АвтобусТур (из Беларуси) возит в Варшаву, например). Кстати, по багажу — при желании можно и 90 кг провезти бесплатно (если расписать его в 3 сумки)

    • Здравствуйте, Сергей!
      Спасибо за ценные дополнения! Особенно по карте маршрутов — пока писала статью, они всё поменяли(( А теперь даже не знаю, как выцарапать карту с сайта, сделали интерактивно, но ненаглядно..
      Про выбор валюты у Эколайнс уже написала, забавно, как ценники меняются в зависимости от валюты.. забавно, но странно. Хорошо, что россияне эту уловку разгадали!
      Про багаж мне как раз Александр рассказывал Вконтакте — и действительно, у автобусов с нависными багажниками не так много места для чемоданов.. Если каждый пассажир попробует провезти даже по 2 сумки, то уже места не хватит.. не говоря уже о положенных трёх чемоданах! Ещё одна странность Эко…

  2. Алексей:

    Когда впервые стоял выбор между LuxExpress и Эколайнз, начитавшись отзывы про хамское отношение последних, выбор пал на Lux. С тех пор предпочтение не поменялось. Объездил с ними всю Прибалтику, а также доехал до Варшавы и Кракова.

    По поводу системы PINS.

    Стоит упомянуть, что поездки через 1 год сгорают в тот же день, баллы PINS — не сгорают. Поэтому, чтобы иметь хотя бы 15% скидки, необходимо совершать не менее 6 поездок в год туда + обратно или 11 поездок туда или привязать карту PINS друзей/родственников, которые ездят реже, но добавляют поездок в копилку PINS.

    Плюс 1500 PINS = 1 бесплатная поездка туда или обратно по Прибалтике, в т.ч. и из/в России.

    А также, у некоторых маленьких российских банков есть карты с кэшбек. Поездки LuxExpress проходят в категории «транспорт» (код МСС 4131). При повышенной категории кэшбек «транспорт» возвращается очень хорошая сумма.

    • Здравствуйте, Алексей!
      Спасибо, что поделились своим автобусным опытом!
      Только у меня возник вопрос — если для сохранения 15% скидки по карте ПИНС необходимо так много пользоваться автобусами Люкс Экспресс, не проще ли каждый год оформлять новую карту?

      • Алексей:

        Здравствуйте. Аргументом моим будет: возможная блокировка подобных действий и каждый раз перенос баллов ПИНС.

        Те, кто как я, не готовы кормить отечественные монополии и пользуется услугами ЛюксЭкспресс часто (каждый месяц минимум 2 раза), то эта скидка сохраняется легким движением руки и легко копится до уровня 2 (25%).

        Я не понимаю, зачем многие петербуржцы берут финский шенген и затем стоят на границах. Эстонская виза — также оформляется, столько же стоит, такой же визовый центр, набор документов тот же. Плюс погранпереходы с Эстонией пешеходные. При этом, если скомбинировать Эстонская виза + ЛюксЭкспресс + шоппинг в Нарве или Таллинне = сохранение постоянной скидки по ПИНС + продукты дешевле финки в 4 раза + прохождение границы по расписанию.

        • Здравствуйте, Алексей!
          Ну, пока (тьфу-тьфу) этот секрет ЛюксЭкспресс или не раскрыл, или (что вероятнее) просто закрывает на это глаза, потому что маленькая скидка привлекает много клиентов, а в последнее время они и так подняли цены, при этом свой имидж уронили, так что надо как-то стараться реабилитироваться)

          Разумеется, если ездить часто (как Вы), то имеет смысл копить баллы и переходить на другой уровень, но таких пассажиров немного. Большинство в основном ездят 2-5 раз в год, поэтому особо накопить тут не получится, а скидку всё же хочется.

          Что касается виз (хоть это уже совсем другая тема), то тут уже дело вкуса. Лично мне больше импонирует финская виза. Продукты особо дешёвые я в Эстонии не нашла (да и катаюсь за ними в Финку только 1-2 раза в год); плюс варианты бюджетных перелётов из Таллина довольно ограничены (если сравнивать с Хельсинки). Но повторюсь, тут дело вкуса, кому-то нравится и в Таллин ездить периодически на выходные (СПА там шикарные и недорогие!). А набор документов, как мне казалось, у эстонцев всё же больше — или им уже не нужны брони отелей и билеты на автобус/документы на авто?

          • Алексей:

            Здравствуйте, Виктория.

            В последнее время и доллар/евро не в пользу рубля. Было бы странно, если бы их цены не адаптировались к новому курсу. Они компенсируют это частыми акциями. А вот с измененным в неудобное время расписанием и переносом вокзала на Обводный канал, они упали в глазах многих. Мне лично тоже неудобно ездить на Обводный, который попросту дальше, а значит выходить из дома мне нужно раньше и часто в то время, когда общественный транспорт еще не ходит. Однако пока моя вера в ЛюксЭкспресс не упала. Это почти что единственный способ пройти границу и попасть в нужный аэропорт в нужное время.

            Многие петербуржцы делают финскую визу из-за собственной лени донести 2 доп. документа (на эстонскую надо бронь, но поехать туда можно множеством способов, включая машину, да и букинг изобилует отелями с бесплатной отменой) и потому что «Миша/Катя из соседнего офиса тоже сделал(-а) финскую визу». А потом сами же страдают в бесконечных очередях на границах и невозможности пересечь финскую границу пешком. Я тоже раньше «покупался» на льготный набор документов у финнов. Однако 1) притязательность финнов в вопросах рос. прописки, 2) невозможность не платить ВЦ допсбор, 3) км очереди на границах, 4) отсутствие пешеходной границы, 5) маленькие сроки виз, 6) отсутствие интересных занятий или вау-мест в этой скучной стране, 7) отсутствие знакомых или друзей за много лет, закрытость нации в вопросах общениях, 8) слишком быстро (3-5 лет) с этими «откатами» заканчивается 10 летний паспорт заставили сделать вывод в пользу Италии/Испании/Латвии/Эстонии.

            Эстонский аэропорт действительно содержит мало рейсов. Я подразумевал Рижский и Вильнюсский аэропорты. Пока что у меня чаще получается летать из Риги/Вильнюса, чем из Хельсинки. Если посчитать, то частенько получается, что люксэкспресс до Риги + ночь в Риге + питание в Риге + добраться до Лидоста < доехать до Хельсинки + поесть в Хельсинки + добраться до Вантаа + остановиться в Хельсинки с шокирующими ценами за 1 ночь.

            • Здравствуйте, Алексей!
              Прошу прощения за задержку с ответом, я была в очередном путешествии без нормального интернета и потому не смогла ответить раньше. Теперь отвечаю…

              Странно, что цены Люкса только в этом году решили среагировать на глобальный рост курса валют, особенно на фоне относительного снижения. Ещё год назад цены были ниже, а курс явно хуже. А Эколайнс тем временем держит постоянные акционные ценники по 10 евро. И хотя сервис у них хуже, но иногда оно всё же того стоит (я, например, всегда еду в аэропорт с хорошим запасом по времени).

              Про визы не хочу спорить в ветке об автобусах, но повторюсь, что придерживаюсь другого мнения относительно удобства финских виз, хотя сама их уже не делаю, но исключительно по той причине, что часто езжу в Италию и имею соответствующую этим поездкам визу.

              Сравнивать вылеты из Хельсинки/Таллина с вылетами из Риги/Вильнюса, я считаю, нельзя, так как по удобству дорога до этих двух пар аэропортов совсем разная. До Таллина я постоянно катаюсь: 2 часа в пути до границы, 2 часа прыг-скок по всем контролям и ещё 2 часа в пути. В Ригу же я чуть с ума не сошла от 11 часов сидения, очень тяжело((( А если рассматривать вылеты с ночевкой перед этим в городе отправления, тогда непонятно, зачем вообще лететь не из России: слишком большая потеря по времени (=дни отпуска) и по деньгам тоже (даже в недорогой Прибалтике евро 40 уйдёт на скромный отель плюс еда)

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>